Зачем Бушу бушер?

От санкций против Ирана пострадают Европа и Китай

Нефть дорожает с каждым днем. Казалось бы, в Северное полушарие — основной потребитель “черного золота” — почти пришла весна. Мировые запасы топлива растут, а цены все не падают. Более того, если против Ирана будут введены санкции, стоимость нефти зашкалит — от 100 до 150 долларов за баррель.


Иран — это не только вечная головная боль для нынешнего американского президента, но и один из важнейших членов ОПЕК (Организации стран — экспортеров нефти). И передача “ядерного досье” Ирана в Совет Безопасности ООН, и санкции, на которых в первую очередь настаивают сейчас США, вроде бы являются логическим следствием в борьбе за ядерную безопасность мира. Более того, американцы уже убеждают мировое сообщество в необходимости проведения против Ирана военной акции. Наподобие свержения Саддама Хусейна в соседней стране.

Тегеран же грозит то стереть с лица земли Израиль, то ограничить экспорт своей нефти. И если первое — из области фантастики, потому как иранцы тут же получат по зубам от всего мирового сообщества, то второе может стать реальностью уже завтра. Причем не так уж и важно, станет ли сокращение экспорта решением самих иранских властей или нефтяное эмбарго введут в результате санкций. Главное, что инициаторы кампании — США — пострадают от таких действий меньше, чем остальные участники процесса.

На первый взгляд Иран с Нигерией могут заметно поднять мировые цены на “черное золото”. Напомним, что в Нигерии местные боевики-партизаны объявили войну иностранным нефтяникам и поставили себе цель чуть ли не вдвое снизить объем экспорта. И хотя сейчас главным продавцом нефти для Америки остаются шейхи Персидского залива, Нигерия является пятым по величине поставщиком “черного золота” на родину Джорджа Буша. Иранская же нефть в основном идет в Китай, Индию и другие страны Юго-Восточной Азии. Поэтому, ограничив поток энергетического сырья из Ирана (2-е место в мире по запасам газа, 11-е — по запасам нефти), Буш руками ООН замедлит экономический рост своего главного геополитического соперника — КНР.

Кстати, ни одна из американских компаний нефть на подчиненных Тегерану территориях не добывает. В отличие от России и европейцев. Так, к примеру, в районе границы Ирана с Ираком работает российско-норвежское СП. И в случае санкций именно россиянам с европейцами придется собирать манатки, как это произошло в Ираке пару лет назад. Не будут реализовываться и другие контракты Тегерана с немецкими, британскими, французскими, голландскими и, опять же, российскими компаниями.

Не менее важен и другой фактор. В случае санкций все финансовые активы иранского происхождения будут заморожены. Чтобы этого не произошло, Тегеран уже сейчас активно вытаскивает свои деньги из европейских банков и переводит их в азиатские. Вспомним, что после исламской революции в Иране США уже проделали такой финт в отношении иранских денег — и сейчас Тегеран не имеет в США ни доллара. Таким образом, обескровливая финансовую систему Европы на десятки миллиардов евро, американская администрация ослабляет главного конкурента доллару, не прилагая к тому ни малейших усилий.

Вот и получается, что, борясь за мир и неся демократию, США в первую очередь решают экономические проблемы, которые к Ирану не имеют никакого отношения. Поскольку сами с этой страной ни в каких экономических отношениях не состоят.

А нефть, что нефть? Может подорожать и до 100 долларов, и до 150. Если, к примеру, Венесуэла в лице своего неистового президента Уго Чавеса тоже сократит свой экспорт “черного золота” вслед за Ираном и Нигерией. Но, как уже отмечалось выше, у Европы и Азии от этого будет такая адская головная боль, что издержки США на этом фоне окажутся легким недомоганием. Тем более если мировое сообщество даст санкцию на военную операцию и Буш приберет к своим рукам иранскую нефть вслед за Ираком.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру