Муля, не конвертируй меня!

Надо ли делать рубль мировой валютой?

Всего через полтора месяца родной “деревянный” должен стать конкурентом “зеленому”, то есть перейти в категорию свободно конвертируемой валюты. Мечты россиян о том, как они будут путешествовать по Европам с рублями (которые, кстати, все равно придется там менять), могут стать реальностью. Но вот только кому и какая от этого будет польза?

С технической частью объявления рубля свободно конвертируемой валютой все достаточно просто. Для перехода денег в категорию СКВ государству надо лишь снять все ограничения по их ввозу и вывозу. И де-юре рубль станет СКВ. Для этого Минфину и ЦБ необходимо согласовать ряд решений, и нет сомнений, что с задачей чиновники справятся. Глава Минфина Алексей Кудрин уже заявил вчера, что Россия снимет с 1 июля все ограничения на движение иностранного капитала. Но свободная конвертация предполагает отмену всех ограничений для любых денег. Потому-то, к примеру, швейцарский франк является СКВ, а китайский юань — нет. Впрочем, на китайских показателях “недостаточный” статус юаня в худшую сторону не сказывается.

Сам по себе режим СКВ не делает рубль, доллар или евро крепче. Он, скорее, говорит об устойчивости этих стран. О том, что их экономики готовы ответить на любой вызов и выстоять в любых испытаниях. Глупо считать режим СКВ гарантией от кризиса и того же дефолта. Что совсем недавно, в конце 90-х, подтвердила Южная Корея с соседними странами. Азиатский финансовый кризис как раз и случился после того, как эти государства последовали советам МВФ и либерализовали свои валюты.

Впрочем, президент в своем послании сделал упор не на формальные признаки, а на реальную конвертируемость. Для этого рубль должен не только использоваться в международных расчетах, но и стать одним из резервов, в котором свои средства будут хранить центробанки других государств. Кратчайший путь для международного признания нового статуса за “деревянным” — организовать на территории самой России торговлю за рубли теми товарами, что мы гоним на экспорт. Именно эту идею и озвучил президент. Но вот достичь в указанные сроки такой цели практически нереально. Как отмечают опрошенные “МК” эксперты, реальная биржевая торговля на экспорт в России возможна в лучшем случае со второго полугодия следующего года.

Впрочем, новый статус рубля налагает на наши деньги и новые обязанности, и совершенно иную степень ответственности. Хорошо, пока цены на сырье держатся на высоких отметках. А если стоимость “черного золота” опустится, как это было уже не раз? Тогда придется выкупать предъявленные к “погашению” рубли за евро или за те же баксы. На что можно будет сразу профукать весь запас золотовалютных резервов вместе со Стабфондом.

Да и без всяких крахов могут возникнуть проблемы на ровном месте. К примеру, как подсчитали эксперты, на биржевых площадках России может реализоваться по экспортным контрактам около 75 млн. тонн российской нефти. И многие аналитики уверены, что свободная конвертация и торговля нефтью в таких объемах за рубли сыграет на укрепление отечественной валюты. А это сделает импорт гораздо более выгодным, чем собственное производство. В такой ситуации реализуется один из главных страхов правительства: отечественные предприятия, работающие на внутренний рынок, окажутся просто неконкурентоспособны. А СКВ-рубль сыграет роль могильщика российской промышленности — вопреки стремлению президента развить родную экономику.

Единственная категория россиян, которая выиграет от валютной либерализации, — это те, кто имеет крупные капиталы. Снятие ограничений на движение капитала означает не только свободу для инвестиций к нам, но и движение в обратную сторону. И стоит лишь показаться на экономическом горизонте небольшой тучке, как вся эта братия дружно переведет свои средства за рубеж. А Россия вместе со своим населением опять останется с голой сами понимаете чем. Видно, такова уж наша судьба. Все, что ни задумывается хорошего, приносит пользу только тем, кто наверху с туго набитой мошной.

СПРАВКА МК

КАКИЕ ДЕНЬГИ — СКВ?

Доллар США, евро, канадский доллар, английский фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк, датская крона, норвежская крона, австралийский доллар, сингапурский доллар.

КАКОЙ КУРС БУДЕТ К КОНЦУ ГОДА?

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, РУКОВОДИТЕЛЬ ИНСТИТУТА ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

— Введение свободной конвертации рубля — это полная отмена ограничений на движение капиталов. У нас сейчас данные ограничения крайне слабы и значимого влияния на курсообразование не влияют. Соответственно, их отмена влияния на сложившуюся тенденцию не окажет. Думаю, что к концу года, конечно, рубль продолжит укрепляться: ожидаемый курс — от 25,5 до 26 руб. за доллар. Надеюсь, что слишком резкого укрепления рубля ЦБ не допустит, так как это очень больно бьет по нашей экономике.

У нас уже больше года экономический рост концентрировался только в тех секторах, которые не страдают от укрепления рубля. В тех, где укрепление рубля оказывает негативное воздействие, там наблюдается стагнация. Уже сейчас.

ВЛАДИМИР ПАНТЮШИН, ЭКОНОМИСТ:

— В сентябре мы ждем, что ЦБ произведет еще одно сильное укрепление рубля — до 26—26,5. Введение конвертации, конечно, на это повлияет. Но гораздо меньше, чем геополитические факторы, та же растущая опасность войны в Иране. И если тенденции последнего времени продолжатся такими же темпами, то мы даже к концу лета увидим курс 26 рублей за доллар.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру