Как продавалась сталь

России закрыли окно в Европу

Главной новостью вчерашнего дня в деловом мире стало несостоявшееся слияние российской компании “Северсталь” с европейским сталелитейным концерном Arcelor. Совет директоров Arcelor, заседавший до вечера воскресенья, принял решение сливаться с основным конкурентом россиян — индийской компанией Mittal Steel.


На самом деле имела место банальная разводка, на которую попался один из крупнейших российских предпринимателей. В начале года индийцы предприняли попытку проглотить европейских сталелитейщиков. И в роли рыцаря на белом коне, защитившего Европу, выступил глава “Северстали” Алексей Мордашов, предложивший дружественное слияние. Совет директоров Arcelor вроде бы согласился, но в воскресенье переиграл все в пользу индусов. И пусть никого не смущает, что Mittal предложила на 10% больше ранее заявленных 25,8 млрд. долларов.

Мордашов, хоть и должен был получить по несостоявшейся сделке гораздо меньше контрольного пакета акций, становился бы крупнейшим акционером компании. В его собственность переходило 32% акций. Он был готов снизить свою долю до 25%, но и это бы не помогло.

Arcelor умело воспользовался россиянами, чтобы от недружественного поглощения, чем грозила ему первоначальная атака Mittal Steel в начале года, осуществить ту же сделку, но теперь уже по взаимной любви. Мало того что индусы выложат за европейскую компанию больше, чем планировали, так еще и 50,5% акций новой компании останутся у европейских акционеров. Впрочем, россиян при любом исходе не пустили бы в Европу.

Разница между “Северсталью” и Mittal Steel заключается в том, что в Индии не было приватизации, в результате которой бывшие госпредприятия обрели частных владельцев. А спорность и непрозрачность этого процесса в России до сих пор пугают любого цивилизованного бизнесмена. И потому европейцы на сделку не пошли. И вряд ли пойдут и впредь.

Между тем именно тенденция вывода бизнеса на международный уровень, как представляется, становится для российских олигархов чуть ли не самой главной потребностью. Мордашов потому и был согласен на снижение своей доли и увеличение доплаты, что входной билет в Arcelor превращал его из российского приватизатора-миллиардера в цивилизованного бизнесмена под защитой международного права.

Нечто подобное до сих пор удалось проделать лишь Роману Абрамовичу. Который продал свою компанию государству в результате абсолютно прозрачной сделки. Но Абрамович до сих пор лишь легализовал капиталы, не обезопасив их от загребущей руки государства. Теперь, покупая “Евразхолдинг” (кстати, крупнейший в России производитель стали), губернатор Чукотки вкладывает легальный капитал в легальный бизнес в результате обычной рыночной сделки. Не исключено, что новое предприятие Абрамовича вскоре тоже сольется с каким-либо металлургическим международным гигантом.

Получается, что российские олигархи готовы в любой момент сорваться из страны для обеспечения себе “светлого будущего”. Но если раньше они были готовы на тихий уголок с чемоданами долларов, то сейчас стремятся уйти не с капиталом, а с бизнесом. Для тех, кто остается в России, это тревожный звонок.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру