Кубомэтр

Завтра Фиделю Кастро исполняется 80 лет

Было время, когда о Кастро ходили такие анекдоты. Фиделю преподносят в качестве подарка черепаху. Но он отказывается принять подарок со словами: “Мне сказали, что черепахи доживают до ста лет. Ты только-только начинаешь привыкать к ним, а они уже умирают”.

Фидель всегда казался несокрушимым, почти бессмертным. Он железной рукой руководил Кубой 47 лет, находясь у власти дольше любого мирового лидера. Пережил девять американских президентов (Джордж Буш-сын — десятый) и несколько попыток ЦРУ устранить его — от отравленной гаванской сигары до вторжения в заливе Свиней. Пережил удавку американского эмбарго и распад благодетеля — Советского Союза. Пережил даже смехотворную попытку американских спецслужб опрыскать его веществом для выпадения волос (в Вашингтоне считали, что Кастро вместе с бородой потеряет харизму, а затем и Кубу).

Первый анекдот — уже с бородой, длинной, как у Кастро. Второй — совсем свежий. Его тело выставлено для прощания. К нему движется нескончаемая очередь. Во главе процессии — министр иностранных дел Фелипе Перес Рок, которого друзья называют Фелипито (ему “всего” 41 год), а враги — за спиной — “Талибаном”. Рок застыл над гробом и не собирается двигаться вперед. Стоящий вслед за ним председатель Национальной ассамблеи Кубы Рикардо Аларкон терпеливо ждет своей очереди. Но проходят минуты, а Рок и не думает двигаться. Наконец терпение Аларкона иссякает, и он шепчет на ухо Року: “Фелипито, чего ты ждешь? Ты же видишь, что он мертв”. Рок тоже шепотом отвечает: “Я вижу. Но я не могу придумать, как сказать ему об этом…”

Кастро встречает свое 80-летие — он родился 13 августа 1927 года — если и не на смертном одре, то на больничной койке. В Майами, где осели сотни тысяч антикастровских эмигрантов, весть о болезни Фиделя была встречена ликованием. Однако не рано ли еще хоронить Кастро? Я имею в виду не только физическое выживание кубинского вождя, но и судьбу его дела и наследства.

Фидель зациклился на Вашингтоне, Вашингтон — на Фиделе. Это противостояние Давида и Голиафа принимало иногда форму театра абсурда. Обе стороны явно переоценивали роль личности в истории, хотя в случае с Кастро она и впрямь велика. Когда в июне 2001 года Фидель на мгновение потерял сознание, произнося, как обычно, многочасовую речь, на Потомаке сразу же закаркали о конце “эпохи Кастро”. В 2004 году, опять-таки после многочасовой речи, Кастро споткнулся и упал, раздробив коленную чашечку левой ноги и сломав правую руку. И снова на Потомаке завопили о его конце. В общем, как только Фидель ведет себя на публике неадекватно, ему пророчат скорую “хану”.

Тем не менее Кастро, как говорят на Кубе, был angustiano, то есть испытывал муки, терзаясь тем, что станет после него с социализмом. Поэтому он начал новую кампанию — “битву идей”. По планам Фиделя, ее сейчас ведет молодое поколение кубинцев, которое “созрело” к 1990-м годам, когда распался СССР. Да, Кастро был вынужден допустить послабления в экономической и социальной сфере. Но этот НЭП напугал Фиделя, и он решил дать задний ход. А в мае этого года, гневно опровергая утверждения журнала “Форбс” о том, что его состояние равно 900 миллионам долларов, Фидель в семичасовом телемарафоне произнес: “Мы должны разоблачать ложь о нас… Это идеологическая битва. Всё есть битва идей!”

На Кубе разговоры о наследовании лидеру — табу. Вот почему такой переполох вызвало решение Фиделя “временно” передать власть Раулю, хотя Рауль, вице-президент и министр обороны, является его естественным преемником. Но при всем при том он не Фидель. У Рауля нет харизмы старшего брата, его характера прирожденного вожака. К тому же Раулю 75 лет, что делает его поневоле временным лидером. Поэтому в гаванских коридорах власти шепчутся о возможности “коллективного руководства”. Там считают, что Рауль вынужден будет делить власть с триумвиратом, состоящим из президента Национальной ассамблеи Аларкона, которому 69 лет; министра иностранных дел Рока (41 год) и Карлоса Леже, ведающего кубинской экономикой (54 года).

Аларкон считается специалистом по США, которыми он занимается более 40 лет. Он покинул Гавайский университет, чтобы возглавить американский отдел МИД Кубы. В тот год (1962) ему было всего 25 лет. В 1966 году Аларкон стал кубинским представителем в ООН, а в 1992 году — министром иностранных дел. Но возглавлял он МИД менее года. По указанию Кастро его избрали президентом (спикером) Национальной ассамблеи. Многие считали, что этот представительский пост знаменовал реальное понижение Аларкона. Но получилось иначе. Аларкон остался личным советником Кастро по США и одновременно приобрел большое влияние на внутренние дела Кубы. Хотя Аларкон никогда не противоречит Кастро, его считают умеренным. Он имеет хорошие связи за рубежом. В послекастровском правительстве ему прочат пост премьер-министра.

Перес Рок, которого называют Бультерьером за его внешность, является главным рупором кастровской “битвы идей”. Ему был 21 год, когда он стал личным секретарем Фиделя, которому он бесконечно предан. В 1999 году Кастро сделал Рока министром иностранных дел. На этом посту он заслужил новую кличку — Факс: Рок, мол, лишь “факсует” мысли Кастро. Рок не очень популярен, но его уважают. Согласно политическим слухам, Кастро благословил Рока на руководство переходным периодом под эгидой Рауля.

Третий член триумвирата Карлос Леже — “экономический царь” Кубы и архитектор ее нэпа. Если учесть, что Фидель не шибко силен в экономике, влияние Леже в этой области тем более весомо.

Помимо политических наследников у Фиделя есть и просто наследники. Жена Фиделя — Далия Сото дель Валле — делит с ним супружество около сорока лет. У них пятеро детей: Алексис, Александр, Алехандро, Антонио и Ангел. (Кастро большой поклонник Александра Македонского.) Старший — Антонио — работает ортопедом в одном из госпиталей Гаваны, хотя собирается стать бейсболистом. Алексис — фоторепортер газеты “Хувентуд ребелде”, органа Союза молодых коммунистов. Александр — кинооператор кубинского телевидения. Алехандро — программист. Самый молодой — Ангел — еще “не нашел себя”.

От первой жены — Мирты Диас-Баларт — у Кастро есть сын-первенец, которого тоже зовут Фидель. Он родился в 1955 году. Мирта после развода с Кастро вновь вышла замуж и живет сейчас в Мадриде. Она часто ездит на Кубу, чтобы навестить своего сына. Ее племянник Линкольн Диас-Баларт, эмигрировав в США, стал конгрессменом-республиканцем и ярым врагом Кастро. Фидель-младший, или Фиделито, — физик-ядерщик, получивший образование в СССР. Некоторое время он возглавлял Кубинскую комиссию по ядерной энергии, пока отец не уволил его “за некомпетентность”. Однако Фиделито остается личным советником Фиделя. Он носит бороду и удивительно похож на молодого Кастро. У Кастро есть и дочь — Алина Фернандес. Она “дитя любви” Фиделя и светской львицы Нати Ревуелты. В 1993 году Алина тайно бежала в Европу, а затем перебралась во Флориду. Она основала радио-шоу под названием “Просто Алина” и ведет антикастровские передачи.

Рауль Кастро, женатый на Вильме Эспин, окончивший Массачусетский технологический институт, имеет четверых детей. Из них особенно выделяется старшая дочь Рауля Мариела Кастро-Эспин. Она по образованию сексолог и лоббирует в Национальной ассамблее интересы… транссексуалов и трансвеститов, которые молятся на нее и называют ее “крестной матерью”.

Но поскольку Куба — не Северная Корея, ни один из шести сыновей Кастро не помышляет занять место отца. Их будущее в послекастровской Кубе вряд ли будет разыграно на политической арене…

Итак, Фидель Кастро — вершина кубинской вертикали власти — встречает свое 80-летие в горизонтальном положении. Президент Буш создал Комиссию в помощь освобождения Кубы “для ускорения конца тирании Кастро”. Уже даже назначен будущий американский проконсул на Кубе — некто Галеб Маккэрри. Который говорит, что приход к власти Рауля и даже экономические реформы его “не устраивают”.

В Майами кое-кто уже даже пакует чемоданы. Формируется правительство. Появились кандидаты в президенты Кубы. Создан даже архитектурный проект послекастровской реконструкции Гаваны. Не рано ли?

Где-то в еще не “реконструированной” Гаване лежит на больничной койке команданте Фидель. Перед входом в его палату стоит его верный телохранитель Хосе Дельгадо — лысый богатырь с бычьими шеей и грудью. Только смерть может пройти мимо него. Все остальное — под очень большим вопросом.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру