А змий и ныне там

Что происходит на алкогольном рынке

Уж сколько было скандалов из-за “алкогольного кризиса”, а полки магазинов по-прежнему пусты.

— Варимся, как каша на медленном огне. Вроде бы что-то делается, а вроде бы и нет, — так охарактеризовал в беседе с “МК” ситуацию один из производителей спиртного. Заварившие эту самую кашу власти весь июль пытались погасить последствия кризиса из-за введения (а точнее, срыва введения) в эксплуатацию Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Что сейчас происходит в алкогольном пространстве, попытался разобраться “МК”.

Все “виновники” торжества — а это, по определению министра финансов Алексея Кудрина, Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, ФСБ, Федеральная таможенная и налоговая службы — кинулись наперегонки уверять, что “ситуация вскоре разрешится”. ФНС была назначена правительством ответственной за ЕГАИС.

Впрочем, “креативить” налоговики начали еще в конце июля и “облегчили” работу с неработающей ЕГАИС, разрешив производителям и оптовикам вручную вносить в нее сведения. Участникам алкогольного рынка ничего не оставалось, как принять правила игры и начать самим набивать данные, а потом возить дискеты в налоговую. Дело продвигалось со скрипом. И спустя месяц ситуация ничуть не изменилась.

— Отправил продукцию в регион, отвез документы и дискетки. Прошла неделя, но спиртное в ЕГАИС так и не “высветилось”. А значит, в магазин его поставить нельзя, — вздыхал в разговоре с “МК” один подмосковный производитель...

И в такой же ситуации сейчас находятся его коллеги по всей стране. За семь месяцев этого года ликероводочные заводы выпустили продукции на 18,1% меньше, чем за такой же период прошлого года. В июле производство водки и ликероводочных изделий снизилось почти на 30%, выработка спирта из пищевого сырья сократилась более чем на 60%. Результаты этого мы и видим на полках магазинов...

К чему приведет ситуация с горячительным и что мы будем в результате пить, рассказал эксперт “МК”, президент Национальной алкогольной ассоциации Павел ШАПКИН:

— Ситуация все же идет на поправку. Продукция постепенно появляется на полках. В основном это обеспечивается за счет ручного ввода информации в ЕГАИС. Но “работоспособность” каналов связи оставляет желать лучшего. До сих пор масса технических проблем. К примеру, каждой продукции присваивается свой код. И если на каком-то этапе код сбивается, то это автоматом выбивает продукцию из оптовой торговли на территории всей страны.

Рынок импортного алкоголя потихоньку восстанавливается. В основном за счет дешевого вина из Чили и Франции. Доля винодельческой продукции из Франции с 12% выросла до трети рынка. Стали много везти испанских и аргентинских виноматериалов. Купить хорошее вино по-прежнему очень сложно. Невыгодно ввозить ничего дорогого, потому что чем шире ассортимент, чем дороже продукция, тем труднее с ней сейчас работать (коды, марки, ЕГАИС). Плюс сейчас идет опережающими темпами рост отечественного виноделия. Уже удвоен объем производства.

Сложившаяся ситуация способствует развитию дешевого рынка массовой продукции. Это не значит, что напитки будут опасны для здоровья, но надо признать, что мы будем пить “ширпотреб”.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру