Дьявол в деталях

Зачем школьнику семь Вселенских соборов?

14 православных, 8 неверующих, один, скажем, католик и два мусульманина. Среднестатистический класс в российской школе, где теперь учат новый предмет — “Основы православной культуры”. По всей стране Минобрнауки решило его не вводить, но в Орле, Брянске, Рязани, Белгороде и много где еще местные власти захотели по-другому. Пошли скандалы и пикеты. Учить! Не учить! А по-моему, главный вопрос в другом. Как учить?


Я не поленилась и съездила за учебниками Аллы Бородиной. В Москве их найти не так-то просто, но в Брянске, к примеру, по ним теперь занимаются все дети. Обязательно. С отметками в дневниках.

На бородинский учебник правозащитники однажды пожаловались в прокуратуру. За разжигание розни. Прокуратура ничего такого не нашла. Я не прокурор. Я просто почитала “Основы православной культуры” как мама ребенка, которому скоро в школу.

Если у первоклашки родители атеисты, ему придется туго. Его с ходу огорошат тем, что “мир невидимых существ — духов, добрых или злых — реально существует”.

“Большинство людей уверены, что Господь создал природу и человека. Некоторые (немногие) считают, что природа могла возникнуть сама, хотя ученые не открыли таких законов, по которым из ничего что-либо может образоваться”.

Не очень-то приятно быть одним из немногих, которым даже ученые не помогут.

Когда малышу объясняют, о чем говорится в Библии, какие у православных праздники, как устроен храм, — это славно. Но когда семилетнего убеждают в собственной неполноценности, потому что в Бога он не верит...

А если ребенок — мусульманин, пусть в классе их всего два, тех самых среднестатистических? Важно им знать: “Почему ангелы называли апостолов “мужами Галилейскими” и “С каким разбойником сравнивают себя православные христиане перед таинством причащения”? Уже сейчас родители-мусульмане бунтуют, уводят детей с уроков. Представьте, что ваше немусульманское дитя пошло в школу, где его заставляют зубрить суры Корана. Иначе — “дырка” в аттестате. Вам понравится?

До революции, между прочим, на уроках закона Божьего у каждого иноверца был выбор. Хочешь — сиди, слушай. Не хочешь — иди на свой особый урок. К католикам ходил пастор, к иудеям — раввин, мулла читал основы ислама.

Брянские власти на такую мелочь внимания не обратили. Не желаешь “мужей Галилейских”? Садись, “два”!

Беру учебник для детей постарше, с шестого класса.

Представьте школьника, который вникает в историю семи Вселенских соборов. С такими вот пассажами: “Одной из причин, побудивших императора Феодосия Великого созвать Вселенский собор, была ересь Константинопольского епископа Македония и его последователей полуариан-духоборцев, утверждавших, что Святой Дух не есть Бог, а является сотворенной силой, служебной Богу Отцу и Богу Сыну”.

Или подите отбарабаньте четырнадцать посланий апостола Павла: “К Римлянам, 1-е и 2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1-е и 2-е послание к Фессалоникийцам, 1-е и 2-е послание к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям”.

Помню, как мы учили съезды КПСС. На одном укрупняли колхозы, на другом — разукрупняли. Судьбоносно... Единогласно... К Титу... К Филимону... Что осталось в голове? Тоска и скука.

Кому-то “семи Вселенских соборов” хватит, чтобы исчез интерес к православию. И наоборот — хватит любой главы из чудесной старой книги Ивана Шмелева “Лето Господне”, чтобы такой интерес проснулся. Увы, “Основы православной культуры” не Шмелевы пишут.

Мелкие детали из одного учебника — но дьявол в деталях.

Боюсь, детали для местных властей не важны. Когда-то каленым железом выжигали православие, теперь “вжигают” его обратно. Кто учит, как учит, кого — неважно. Быстрее, еще быстрее! Такой нацпроект.

Хорошо, что я живу в Москве, где пока еще можно выбрать: воскресная школа, православная гимназия, батюшка, мулла, раввин, лама в конце концов.

И мой ребенок не будет бормотать над учебником “К Титу... К Филимону...” Лучше мы купим под Рождество деревянных быка с осликом, и волхвов, и младенца-Христа в яслях. Поставим их у елки. И почитаем Шмелева.


СПРАВКА "МК"

Сталин И.В. — окончил Горийское духовное училище c отличием и похвальным листом, учился в Тифлисской православной семинарии.

Ленин В.И. — в графе “закон Божий” аттестата зрелости значится: “5”.

Берия Л.П. — окончил начальное училище в Сухуми. Закон Божий — “отлично”.

Дзержинский Ф.Э. — окончил 7 классов Виленской гимназии. Имел приличную оценку — “хорошо” — только по закону Божьему.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру