Когда умирает Любовь

Скончалась Любовь Полищук

Любовь Полищук появилась на экранах ровно 30 лет назад. В танго с Андреем Мироновым в фильме “12 стульев” Марка Захарова. Страстный танец длился минуты, но страна запомнила эту знойную женщину сразу. Нынешняя молодежь полюбила ее уже как маму Вики Прутковской. У каждого времени — свои кумиры. Но по-настоящему она раскрывалась на сцене, играя в спектаклях театров “Эрмитаж” и “Школа современной пьесы”, в антрепризе. О ее таланте и выдержке, с которой она боролась с подтачивающей ею болезнью, говорят все ее друзья и коллеги. Последние годы она провела между больницами и съемками в “Моей прекрасной няне”.

Любови Полищук было всего 57.

КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ

Любовь Полищук умерла утром во вторник в своей квартире в Большом Казенном переулке. Звонок в милицию поступил в 8.19 — родственница проснулась и обнаружила актрису мертвой. В последнее время здоровье известной артистки сильно ухудшилось. У Любови Григорьевны, которая была буквально прикована к постели из-за травмы позвоночника, обнаружилось онкологическое заболевание — саркома. Актриса испытывала нестерпимую боль. Ее состояние было настолько тяжелым, что врачам поликлиники, которые обследовали пациентку, пришлось выписать наркотические анальгетики. Смерть Любови Полищук тяжело переживает ее супруг Сергей Цигаль. Мужчине, которому стало плохо с сердцем, тоже пришлось вызывать “скорую помощь”.

ОТ ЧЕГО ПОГАСЛА ЗВЕЗДА

Комментирует нейрохирург НИИ нейрохирургии имени Н.Н.Бурденко, к.м.н. Юрий Кушель:

— Сдавления спинно-мозгового канала на уровне поясницы произойти в принципе не может, так как в этом отделе позвоночника спинного мозга как такового нет. Но здесь часто случается защемление нервных корешков. Сам по себе этот недуг не приводит к летальному исходу. Однако вследствие защемления корешков поясничного отдела могут возникнуть различные нарушения, представляющие смертельную опасность для пациента. Это, в свою очередь, может привести к почечной недостаточности и в тяжелых случаях к летальному исходу. Защемление позвоночных корешков часто становится причиной развития онкологических заболеваний кишечника. Но все же чаще всего сдавление нервного пучка в поясничном отделе не так опасно. Пациенты чувствуют боль в пояснице или ногах. Иногда, правда, развивается паралич нижних конечностей, что, впрочем, тоже не смертельно.

ЧТО ВЧЕРА ПРОИСХОДИЛО У ДОМА АКТРИСЫ

С самого раннего утра двери подъезда пятиэтажки в Большом Казенном переулке открыты. “Я на работу пришла — еще салон не открыла, как увидела, что дверь подъезда нараспашку. Сразу подумала: случилось что-то”, — говорит “МК” работница салона-парикмахерской, расположенного в доме, где жила Любовь Григорьевна Полищук. Около входной двери лежит осколок кирпича, которым недавно подпирали тяжелую входную дверь, окна квартиры на пятом этаже тоже открыты, у подъезда столпилось несколько иномарок. К дому подъезжают друзья и близкие семьи.

Страшного известия о трагедии не ожидал услышать никто — каждый, кто знал о болезни актрисы, до последнего надеялся, что она справится... “В последний раз мы ее в августе видели. Она с большим трудом тогда передвигалась”, — вспоминает охранник салона. “С тех пор как Полищук увезли в больницу, ее и не видели больше. Она сама к нам не заходила — мы же не так давно открылись. Вот муж Любови Григорьевны (Сергей Цигаль. — Авт.) постоянно у нас стрижется. Страшно смотреть — лица в последние месяцы на нем не было”, — сдерживает слезы маникюрша салона.

В случившееся не верят даже врачи. “Это просто ужасно”, — вполголоса говорит медработник. “Мы все там будем...” — печально отвечает его напарник. Они то и дело возвращаются в квартиру Любови Григорьевны — выносят медицинское оборудование, целлофановые пакеты, полные лекарств, капельницы. Все то, что долгое время поддерживало актрису.

— Они сюда лет шесть назад с мужем переехали, — дрожащим голосом говорит соседка по подъезду. — Я на третьем этаже живу. Видела их часто. Интеллигентная, спокойная и вежливая семья. Никогда слова от них плохого не слышала. Сама Любовь Григорьевна всегда приветливая была, жизнерадостная.

Ирина ЛЫЩИЦКАЯ.

ОНА ОБОЖАЛА СВОЮ КИСЮ

Мы разговаривали с Любовью Григорьевной, когда я готовила материал о магии черных кошек. Актриса была страшно занята, но, начав рассказывать о своей любимице — кошке чернильного цвета Киси, уже не могла остановиться.

В свое время эта маленькая бестия сама нашла себе хозяйку. А было это в аэропорту “Быково”. Рейс на Магнитогорск из–за тумана отложили сначала на час, потом еще на два. Задремав в кресле, Любовь Григорьевна почувствовала, что кто-то ползет по ее ноге. Открыв глаза, она увидела, как цепкий черный комочек карабкается по ее длинной юбке, как по лестнице. Упорства малышу было не занимать. Вскоре котенок уже спал у актрисы на коленях. Он был абсолютно черного цвета. Когда объявили посадку на рейс, актриса не смогла расстаться с найденышем. Так и улетели они на гастроли в Магнитогорск вместе.

Смеясь, актриса вспоминала, что вышла из самолета описанная, вся в крошках от размоченного в молоке хлеба. В полете выяснилось, что эта кроха не умеет еще самостоятельно есть. Две недели актриса кормила ее из пипетки. И вот уже в столичной квартире у Полищук вместе с псовой борзой Дуней начала подрастать черная как смоль Кися. Обе животины, по рассказам актрисы, понимали ее с полуслова. Причем кошка спала исключительно под мышкой у хозяйки. И Любовь Григорьевна свою усатую боготворила. Верила, что та ближе к тьме, чем к свету, что у нее в запасе девять жизней. Актриса была уверена, что Кися обладает сильным энергетическим зарядом, наделена телепатией и ясновидением. Актриса очеловечивала своих животных, нередко брала их с собой на гастроли в другие города. И утверждала, что когда у нее болела спина — кошка приходила ее лечить: буквально распластывалась на хозяйке.

Друзья вспоминают, что Любовь Полищук готова была помочь любой живой душе. Было дело, прикармливала появившуюся в ее квартире мышь, подбирала дворовых щенков и пристраивала их в добрые руки. В сумке у нее все время лежали то сухари, то завернутые в пакет косточки.

Светлана САМОДЕЛОВА.

ВЕЛИКАЯ АКТРИСА — О СЕБЕ

О любви

— Не могу без любви. И за границу хотели увезти — и в Америку, и во Францию. Но случалось и по-другому: сначала хоть сию секунду под венец, но когда узнавали, что ребенок... Мужики же такие трусы! Ну и я, конечно, безумно привередливая: то запах не нравится, то волосы в ушах, то еще какую-нибудь фигню найду. Но все время повторяла: “Терпение. Терпение. Все будет нормально”. И вкалывала до самопожертвования, потому что бесконечно верила, что только благодаря работе добьюсь, чего хочу и чего достойна в этой жизни.

О своих недугах

— Я не смогла выйти на сцену только два раза в жизни. Первый раз помешал гипертонический криз. От болей в спине — у меня была очень серьезная травма позвоночника — мне дали лекарство, от которого поднялось давление. Но в театр я все же приехала. Хотя не помню, как садилась за руль... Я даже накрасила один глаз, а потом упала в обморок. Зрители ждали еще целый час, но меня увезли в больницу.

За три недели до выпуска спектакля “Искушение” я попала в жуткую аварию. Видимо, так глубоко вошла в образ — там ведь все тоже начинается с дорожного происшествия. Премьеру играла в “ошейнике” — в аварии получила жуткое смещение позвонков, сотрясение мозга.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ “ЛЕНКОМА” МАРК ЗАХАРОВ:

— То, что на “Стульях” у Полищук был дебют, я узнал много позже. Думал так: надо же, вот — первокласснейший, опытный мастер, который так запросто вошел в труппу, на эту очень непростую роль “напарницы” Миронова… Увидел ее: боже мой, такая радостная, искрящаяся, жизнь в ней так и бьет! Она в моем представлении всегда была молодой, как тогда, в 1977-м. И со мною это чувство на всю жизнь останется.

— Многие СМИ сейчас склонны связывать последствия тяжелой болезни Любы с ее падением на съемках “12 стульев”. Якобы ассистенты забыли подложить матрац, и Андрей Миронов картинно выпустил Любу из рук… прямо на бетонный пол.

— Ну, это такая типичная театральная байка. Я стоял рядом, в двух метрах, кто бы это допустил? Конечно, подложили этакий основательный матрац. Может, она и ушиблась немного (все-таки некое падение), но тогда и виду не подала. Мы все так смеялись, радовались этой удачной находке. Ну о чем вы говорите! Она была очень остроумным человеком, может, с ее помощью и возникла эта шутка…


БОРИС СМОЛКИН, АКТЕР, ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ДВОРЕЦКОГО КОНСТАНТИНА В СЕРИАЛЕ “МОЯ ПРЕКРАСНАЯ НЯНЯ”:

— Последний раз она была на площадке “Няни” в марте. Старалась не показывать, как ей плохо, некоторым образом играла в сильную женщину. Много курила. Говорила, что не может отказаться от этой привычки, хотя и признавалась, что надо бы бросить. Лишь один раз между дублями она сказала тихим голосом:

— Боренька, мне трудно стоять в кадре, поэтому если можно, то во время нашей сцены я буду сидеть.

В последние дни съемок всей нашей группе было видно, как нелегко ей даются несколько шагов от гримерной до съемочной площадки. Но едва звучала команда “Мотор!”, она вновь становилась неунывающей и веселой мадам Прутковской. И никто бы не сказал, что актриса серьезно больна.


ПЕТР ТОДОРОВСКИЙ, КИНОРЕЖИССЕР (“ИНТЕРДЕВОЧКА”):

— Ее трудоспособность делала ее незаменимой на съемочной площадке “Интердевочки”. Она, до последнего работая над образом, становилась его соавтором вместе со сценаристом и режиссером. Никогда не успокаивалась, была, что называется, рабочей лошадкой. Люба была звездой в подлинном смысле этого слова и при этом — живым, доступным человеком без каких-либо признаков звездной болезни. Последний раз пару месяцев назад я был на спектакле с ее участием. Мы замечательно поговорили. Она прекрасно выглядела, буквально заряжала пространство вокруг себя жизнелюбием и оптимизмом. Мне тогда даже в голову не пришло, что она уже настолько нездорова.

Подготовили Ярослав ЩЕДРОВ, Ян СМИРНИЦКИЙ.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру