Газеты будут в “шопе”
Московские магазины обяжут торговать печатными СМИ?
Вчера слуги народа узнали много нового о том, как до читателей доходят газеты-журналы. Например, почему в трех соседних киосках разные цены. Оказывается, по закону весь тираж становится собственностью продавца. И он может его хоть продать, хоть закопать. В Европе все по-другому — издатель вправе контролировать свой тираж до последней проданной газеты. Впрочем, наших торговцев можно понять: в теперешних условиях они не могут быть рентабельными. Так, летом 30% киосков в Москве простаивали, так как пахать за 8—9 тысяч рублей в месяц мало кто хотел. Зато у нас все больше супермаркетов. И, по прогнозам, в 2008 году они будут доминировать на рынке распространения прессы, а “ручники” — вымрут. Но, оказывается, эти “шопы” просто измываются над распространителями, требуя с них все новых бонусов лишь за одно присутствие прессы в ассортименте.
— Надо двигаться в сторону цивилизованного рынка, — говорит председатель правления АРПП Александр Оськин. А что такое цивилизованный рынок СМИ? Оказывается — имеющий господдержку прежде всего в виде налогов. АРПП считает: необходимо как можно быстрее ввести т.н. нулевой сквозной НДС на работы и услуги по производству и распространению СМИ, как на Западе. Сейчас же у нас НДС для продажи прессы в розницу составляет 10%, а на подписку — аж 18%.
И еще. Чем больше мест для продажи прессы появится, тем ниже будут цены. А Мосгордума может ограничить диктатуру супермаркетов, обязав их по закону продавать такой социально значимый товар, как газеты и журналы. Или вообще перенять опыт Германии, где все магазины, даже булочные, обязаны предлагать населению печатные СМИ. Сделать все это несложно — было бы желание. Депутаты пообещали в течение месяца собрать общественные организации, чтобы вместе подумать над новым законом.