Зачем в России летают “Медведи”

Дальняя авиация сможет постоянно нести боевое дежурство только полгода

В последние дни в мире много шуму наделали непривычно частые полеты российских стратегических бомбардировщиков “Ту-95МС” (по классификации НАТО Веаr — “Медведь”) и заявление Владимира Путина о том, что отныне боевое дежурство дальней авиации, которое носит стратегический характер, “будет осуществляться на регулярной основе”.

В администрации Буша — а именно там, по мнению многих, и должны были услышать этот посыл — отнеслись к словам Путина спокойно. Представитель госдепа США Шон Маккормак, к примеру, даже иронично заметил: “Неужели русские еще летают на этих самолетах времен “холодной войны”?”

Возможно, иронии в словах представителя госдепа было бы меньше, если бы в заявлении Путина прозвучал ответ на главный вопрос: будет ли во время несения этого дежурства на борту наших “Ту-95” и “Ту-160” находиться ядерное оружие?

Если будет, то этот шаг можно считать окончательным поворотом к “холодной войне”. Если же нет, то назвать боевым дежурством пусть даже очень частые полеты стратегической авиации все же нельзя. Большинство экспертов склоняются именно ко второму варианту. Так, например, бывший советник канцлера ФРГ Коля Микаэль Стурмер считает, что “русские слишком серьезны, чтобы посылать в небо самолеты с ядерным оружием”.

Однако лишь при таком оснащении они представляют реальную силу. Иначе это то же самое, что ставить на боевое дежурство пустые ракетные шахты без ядерных “Тополей”. Ведь главной задачей боевого дежурства стратегической авиации всегда было держать наши крылатые ядерные носители как можно ближе к территории противника, то есть США. Ракетоносец “Ту-95”, обычно курсирующий над нейтральными водами, должен был по команде с земли как можно быстрее и ближе подойти к рубежу пуска ракет, чтобы сбросить их на указанные цели в США.

Аналогично действовали и американцы. Они также постоянно вели патрулирование наших границ в нейтральных водах. Затем, в 90-х годах, когда между РФ и США наладились партнерские отношения и одновременно в российских ВВС пропало топливо, постоянные полеты прекратились. Теперь о проведении учений стратегической авиации бывшие противники предупреждали заранее.

Что же заставило изменить существующее “мирное” положение?

Многие аналитики полагают, что на это повлияло развертывание в Европе американской ПРО, сильно нервирующее Россию. Якобы именно этим было вызвано в прошлую среду появление двух российских “Ту-95МС” в районе американского острова Гуам в Тихом океане у авиабазы США Andersen и военно-морской базы Apra Harbor. В этот день там как раз проходили крупные учения Valiant Shield-2007, в которых участвовали свыше 30 кораблей, 280 самолетов и 22 тыс. солдат. Поэтому появление российских стратегических бомбардировщиков, конечно, не было расценено как случайность.

Это подтвердил и командующий дальней авиацией РФ Павел Андросов. По его словам, “Ту-95МС” выполнили полет к Гуаму в рамках наших учений, главной задачей которых являлась именно отработка преодоления систем ПРО предполагаемого противника. Правда, командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Роберт Уиллард утверждает, что “Медведи” не подлетали к Гуаму даже на 500 километров и к американским самолетам ближе чем на 160 километров не приближались.

Что ж, вполне возможно, тем более что боевая задача у “Медведей” могла быть совсем иной. А те, кто уверен, что возобновление боевого дежурства стратегической авиации — это еще одна грань нашего “асимметричного ответа” на американскую ПРО, просто ошибаются. Ведь говоря о своем решении “возобновить полеты российской стратегической авиации на постоянной основе”, Владимир Путин назвал вовсе не военную причину: предупреждение вероятного ракетно-ядерного удара по объектам на территории России или ее союзников (именно так всегда формулировалась необходимость применения ракетоносной авиации). Президент сказал иначе: “Боевое дежурство стратегической авиации будет осуществляться в районах судоходства и экономической зоны Российской Федерации”.

Это можно считать неожиданностью в тактике применения стратегической ядерной авиации. Правда, пару лет назад Сергей Иванов, будучи еще министром обороны, уже планировал применять стратегические бомбардировщики против международных террористов. Почему бы теперь не поставить их на защиту чьих-то экономических интересов?

И очень похоже, что эти интересы связаны с поддержкой наших нефтяных планов в Арктике. Понятно, что географические аргументы, добытые нашими учеными в экспедициях к полюсу, в споре вокруг Северного шельфа станут куда более убедительными на фоне воздушного ядерного кулака. Видимо, его мы сейчас и демонстрируем — так, на всякий случай. Тем более что из стран, претендующих на богатства шельфа — Дании, Канады, США и России, — он имеется лишь у нас и у Штатов.

Вот только вопрос: долго ли мы еще сможем этим кулаком грозить и не превратится ли он в скором времени в комбинацию из трех пальцев, причем обращенную к нам же самим? А такая вероятность есть.

Безусловно, можно только порадоваться за летчиков дальней авиации, которые после долгого перерыва начнут наконец-то регулярно летать. Только самолеты у них старые. (“Ту-95” находится в эксплуатации более 50 лет, а “Ту-95МС” создан в 1979 году. — Авт.). Летный ресурс их ограничен. Новые машины для дальников планируют начать разрабатывать не ранее 2030 года, а значит, выпускать — еще лет через 10—15. 

Можно, конечно, вспомнить о модернизации. Но она идет слишком медленно — по одному самолету в 2—3 года.

К тому же касается она в основном внутреннего оборудования, и летный ресурс, отпущенный самолету и двигателям, от нее не увеличивается. Так что если предположить, что хотя бы пара экипажей “Ту-95” будет в воздухе постоянно нести боевое дежурство, то уже через полгода все наши бомбардировщики станут на прикол, так как двигатели выработают весь ресурс и их просто нельзя будет поднимать в воздух.

Кроме того, стратегический бомбардировщик — машина тяжелая и сжигает очень много топлива. К примеру, “Ту-95” на 15 тыс. км нужно порядка 80 тонн керосина. Для сравнения: общий вес “МиГ–29” — около 18 тонн, “Су-27” весит 23—24 тонны, а у “Ту-95” только одного топлива на борту — 80 тонн! В общем, чтобы сегодня нести постоянное патрулирование стратегической авиации, нужно, чтобы в ВВС, кроме дальников, больше никто уже не летал.

Так что гордость за растущую мощь нашей дальней авиации должна быть подкреплена экономически. Иначе ее хватит ненадолго. А впрочем, на полгода — до будущих президентских выборов — гордости будет в самый раз.

СПРАВКА "МК"

В состав стратегической авиации входит 78 тяжелых бомбардировщиков, которые способны нести до 872 крылатых ракет большой дальности. Из них 14 бомбардировщиков “Ту-160” (Blackjack) и 64 бомбардировщика “Ту-95МС” (Bear Н) с ядерным оружием на борту.

“ОДНА ИЗ НАДОЕДЛИВЫХ ВЫХОДОК”

“Возобновление полетов российской стратегической авиации логично, поскольку Запад по отношению к России переборщил с расширением НАТО”, — считает бывший советник канцлера ФРГ Гельмута Коля Микаэль Стурмер.

Более критичным оказался известный кремленолог Гарвардского университета Ричард Пайпс в интервью итальянскому изданию La Stampa: “Это плод российской идефикс, что она ничего не стоит и ее никто не боится, помноженной на ностальгию по СССР, ядерной супердержаве, которой боялся весь мир. Путин является выразителем и этой навязчивой идеи, и этой ностальгии”.

Подобного же мнения придерживается и немецкая газета Die Welt. “Такой серьезный великодержавный жест воспринимается не более чем одна из надоедливых выходок”, — пишет обозреватель издания Уве Шмитт.

РОССИЙСКИЕ САМОЛЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АВИАЦИИ

“Ту-95” (по классификации НАТО — Bear Н).

Принят на вооружение в 1956 году, а модификация “Ту-95МС” — в 1979 году.
Максимальная скорость — 882 км/час.
Дальность полета без дозаправки — 15400 км.
Вооружение: бомбы и ракеты общей массой до 21 т.

“Ту-160” (по классификации НАТО — Blackjack).

Принят на вооружение в 1987 году. К началу 1994 года было выпущено около 30 самолетов (19 из которых базировались на Украине).
Максимальная скорость — 2000 км/ч.
Дальность полета без дозаправки — 10500 км.
Вооружение: на борту может размещаться 12 крылатых ракет и до 40 тонн бомб.

АМЕРИКАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АВИАЦИИ

B-2 Spirit. Эксплуатируется с 1989 года. Выпущена 21 штука, из которых 16 в строю. Относится к поколению малозаметных самолетов, выполненных по схеме “летающее крыло”.
Максимальная скорость — 1010 км/ч.
Дальность полета без дозаправки — 18530 км.
Вооружение: 20 бомб В-61 общей массой 6360 и 16 В-83 общей массой 17420 кг.

В-52 Stratofortress — самый старый американский бомбардировщик, выпущенный еще в 50-е годы. С тех пор прошел несколько серьезных модернизаций.
Максимальная скорость — 1013 км/ч.
Дальность полета без дозаправки — 16000 км.
Вооружение: бомбовая нагрузка (ядерные и термоядерные бомбы) и управляемые ракеты “воздух—воздух” общим весом 22,6 тонны.

В-1 Lancer. Поставлен на вооружение в 1965 году. Выпущено 88 штук, все находятся в строю.
Максимальная скорость — 1324 км/ч.
Дальность полета без дозаправки — 12000 км.
Вооружение: до 84 бомб калибра 907 кг, либо до 8 крылатых ракет, а также 24 ракеты ближнего действия, 12 атомных неуправляемых бомб.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру