Русский авангард станет немецким

Знаменитый Дом Наркомфина восстановят спецы из Германии

Реконструкция знаменитого Дома Гинзбурга, более известного москвичам по названию его первого владельца — Наркомфина, наконец-то может сдвинуться с мертвой точки. Мэр Москвы Юрий Лужков на днях заявил, что ассигнования на ремонт ветхих и аварийных зданий в 2008 году вырастут в 20 раз. Поскольку памятник эпохи конструктивизма пока не выведен из жилого фонда, он может рассчитывать на часть этих средств. Москомнаследие уже объявило о своем намерении привлечь к разработке проекта реставрации здания немецких специалистов.

Дом Наркомфина стал притчей во языцех у столичных чиновников. Ценный памятник эпохи русского авангарда власти обещали привести в божеский вид еще в 2003 году, однако до сих пор здание не только не отреставрировано, но даже толком не законсервировано. Обследование, проведенное независимыми экспертами, показало: дальнейшее промедление властей — смерти подобно. Выросшая по соседству громада “Новинского пассажа” усугубила и без того аварийное состояние памятника: по фасаду со стороны двора от фундамента до крыши пошли гигантские трещины. Впрочем, эксперты утешают себя тем, что в Германии здания этой эпохи поступали в руки реставраторов в еще более тяжелом состоянии. Например, в знаменитом Баухаусе была частично утрачена внутренняя планировка, считающаяся наиболее ценным элементом памятников авангарда. Но в итоге все было тщательно восстановлено по сохранившимся чертежам.

В Москомнаследии говорят, что в вопросах реставрации, реконструкции и использования памятников архитектуры XX века немцам нет равных. Немецкий авангард вторичен по отношению к российскому, однако в его нынешнем состоянии гораздо более презентабелен. В Германии отреставрирован не только Баухаус, но также квартал Вайсенхоф в Штутгарте, где в 20-е годы строили ван дер Рое, Гропиус и Ле Корбюзье, и “башня Эйнштейна” в Потсдаме.

В Европе параллельно сосуществуют два принципиальных подхода к реконструкции памятников этого периода — один основывается на принципах традиционной реставрации (сохранения и укрепления конструкций, планировки, отделки и т.д.). Второй исходит из того, что архитектура индустриальной эпохи изначально была сделана из недолговечных материалов и, следовательно, нет нужды ее кропотливо реставрировать. Предметом сохранения здесь является не само существующее здание, а его оригинальный проект. Какой из двух методов выберут при реконструкции Дома Наркомфина — сказать трудно. Скорее всего российские специалисты предпочтут классический способ, считают в горадминистрации.

Однако ключевое место в судьбе памятника по-прежнему занимает не способ реставрации, а ее финансирование. Дело в том, что город не является единоличным собственником дома. Большая часть квартир в нем принадлежит частным лицам и известной риэлторской конторе. В прошлом году появилась информация, что власти намерены превратить здание в гостиницу для интеллектуальных туристов, которых заинтересуют особенности планировки номеров, а не наличие в них джакузи. Но переговоры с жильцами и риэлторами успехом пока не увенчались.

Спасением для памятника могла бы стать программа реконструкции ветхих и аварийных домов, на которую в Москве в 2008—2010 гг. планируется выделить 120 млрд. руб.

Кстати, в текущем году в Москве началась реконструкция другого памятника эпохи авангарда — студенческого дома-коммуны на улице Орджоникидзе, построенного архитектором Николаевым. Работы в здании проводятся за счет средств федеральной программы “Жилище”. Эксперты надеются, что этот пример окажется заразительным для московских властей и Дом Наркомфина попадет под капремонт в первую очередь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру