Топ-топ — топает “малыш”
От первых шагов в бизнесе зависит успех всего дела
Четырнадцать лет назад, сразу после приснопамятного расстрела Белого дома в октябре 93-го, автор сподобился посетить Великобританию. И не просто так, а в качестве одного из менеджеров проекта ЕС по обучению малому бизнесу. Время было суровое, российский бизнес представлял собой либо “торговлю воздухом”, либо обычную спекулятивную перепродажу. И Евросоюз на радостях от крушения коммунистической системы готов был даже помочь материально. Правда, при этом почему-то львиная часть денег, выделенных ЕС на такую помощь, шла на оплату европейских же консультантов и руководителей моей и подобных программ.
С небольшого ручейка начинается река
Знакомство с основами бизнес-процессов поначалу разочаровывало. Потому что на семинарах объясняли настолько очевидные вещи, что в нашей суперкреативной стране они были понятны даже ребенку. На общем фоне банальных истин венцом бизнес-мысли казались, например, такие положения, как “определите для себя собственную бизнес-идею”, то бишь решите, каким делом вы будете заниматься. Или: “жизненно важно для ведения бизнеса умение общаться”. Ну а “определению необходимых расходов при составлении бизнес-плана” вообще оказалось посвящено аж несколько семинаров, на каждом из которых предлагалось не упустить из виду оплату аренды, телефонных счетов, электричества и так далее.
Совершенно искренне считая все это примитивом и откровенно зевая на занятиях, ваш покорный слуга оставался в недоумении, не понимая, зачем надо учить взрослых разумных людей таким очевидным вещам. Наверное, поэтому так и не стал бизнесменом.
Прозрение пришло позже. Да, чуть ли не каждый из нас в одиночку может фонтанировать идеями, до которых не додумаются с десяток европейцев, собравшихся на “мозговой штурм”. Но 99 наших идей из 100 так и остаются на уровне абстракций. А они берут одну, но доводят ее до конца.
И пусть они строят свое дело из примитивных и простых “кирпичиков”, системный подход обеспечивает нерушимость всей конструкции. А что касается креатива, то даже самое супероригинальное предложение нуждается в том, чтобы протестировать его, прогнав через системно выстроенные вопросы. Конечно, если речь идет о деле (бизнесе), которое заключается не в открытии палатки по торговле пивом и сигаретами, а в реальном производстве каких-то товаров или оказании услуг. Нашему малому предпринимательству пора уже переключаться с торговли, концентрация которой уже зашкалила за общемировые нормы, в производственный сектор экономики. И потому обращение к уже накопленному опыту представляется вполне обоснованным. Поскольку пора уже перестать наступать на одни и те же грабли или изобретать тот же велосипед.
ТЕСТ “МК”
ЕСТЬ ИДЕЯ?*
• Есть ли уже такая идея на рынке?
• Будет ли она продолжать работать в будущем?
• Будут ли люди за это платить?
• Достаточное ли количество людей будет платить?
• Знаете ли вы, какие потребности удовлетворяете?
• Знаете ли вы, каковы будут издержки производства?
• Знаете ли вы конкурентную продукцию или конкурентов в вашем регионе?
• Нравится ли людям ваша идея?
• Знаете ли вы, сколько денег вам требуется, чтобы начать дело?
• Нужно ли специальное образование?
• Нужны ли специальные помещения?
• Требуется ли вам персонал с определенными навыками?
• В конце концов, обладаете ли вы сами теми знаниями или навыками, которые необходимы?
* Ответы на эти вопросы разместите по трем категориям: “да”, “нет”, “требуется дополнительная информация”.
Смею вас уверить, что даже такие, казалось бы, элементарные вопросы способны прояснить перспективы того дела, которым вы собираетесь заняться.
Личность решает все
Не менее важным вопросом является и оценка собственной личности на предмет пригодности для ведения своего дела. Причем, глядя на себя в это своеобразное зеркало, надо стараться видеть реальную, а не желаемую картинку.
Не секрет, что есть люди, которым в принципе противопоказано заниматься собственным делом. Как, например, одному моему знакомому, который, будучи журналистом по образованию, в последние года два то пытается продавать землю, то руководит бригадой по ремонту тепловозов, то организует еще какой-нибудь “бизнес”. При этом уровень его знаний о тепловозах и прочей технике на начало реализации этой бизнес-идеи приблизительно равнялся моему: то есть осознанию тех фактов, что они передвигаются за счет использования тепловой энергии, что у них есть металлические колеса и что для данного вида транспорта необходимы рельсы.
Из каждой истории он выбирается как петух из “Бременских музыкантов”: изрядно пощипанный, но непобежденный. И при новой встрече доверительно поясняет: “Старик, я понял, в чем была моя ошибка. Теперь я уяснил уроки, сделал выводы и больше такого не сделаю”. Следует ли особо оговаривать, что в новом деле обязательно появляются новые ошибки, подрубающие свежую идею на корню, на которых мой приятель учится заново?
Предложения пойти и поработать, вернувшись в профессию, он отвергает. Глотнув свободы и глядя на меня сверху вниз с высоты своего предпринимательства, приятель четко проводит разграничительную линию: “Старик, вот ты потерял работу и пошел искать новую за каких-нибудь тысячу, от силы полторы долларов. А у меня если дело накрылось, я пошел искать новый миллион”.
После встреч с ним я начинаю думать, что правильно сделал, не заделавшись предпринимателем. Тем более что пара опытов подобного рода в начале 90-х имела место, но отрезвление наступило достаточно быстро.
И потому протестировать себя на предмет пригодности, даже если вы обрели свою супергениальную идею, представляется также нелишним.
ТЕСТ “МК”