Мэр выиграл свой тайм в “МК”
Юрий Лужков поставил точку в пресс-матче со СМИ
Вот и закончилась уникальная акция “Московского комсомольца” — “Пресс-матч с командой мэра”.
За неполные два месяца в редакции побывали все первые заместители градоначальника, курирующие важнейшие направления городского хозяйства. Последним на дружескую встречу со сборной журналистов пришел капитан команды — Юрий Лужков.
Два часа без положенного футболистам перерыва Юрий Михайлович защищал свои ворота от прямых и угловых ударов представителей СМИ. Желтая карточка, которую судья пресс-матча, главный редактор “МК” Павел Гусев, обещал предъявлять за чересчур длинные и провокационные вопросы, в итоге не понадобилась.
Опытный игрок Юрий Лужков был готов с налету брать даже самые трудные “крученые” мячи, подготовленные его политическими оппонентами. В итоге мэр предложил ничью, но журналисты безоговорочно признали победу соперника: когда Юрий Лужков отвечал на последний вопрос, его речь несколько раз прерывали аплодисменты.
Раунд первый: проблемы и перспективы — Юрий Михайлович, на встрече с избирателями вы заявили, что, во-первых, москвичи не будут платить 100% за услуги ЖКХ, а во-вторых, что в следующем году пенсии москвичей превысят прожиточный минимум. Вы подтверждаете свое обещание?
— Мы отвечаем за то, что говорим москвичам, поэтому я, разумеется, подтверждаю свое заявление. Пока уровень достатка в московских семьях не позволяет поставить вопрос о введении режима стопроцентной оплаты за ЖКХ. Мы считаем, что целью реформы жилищно-коммунального хозяйства должно быть не повышение стоимости обслуживания, а улучшение качества предоставляемых услуг. Что касается пенсий, то, как вы, наверное, уже знаете, до недавнего времени нашей задачей было обеспечить такую сумму государственных пенсий и дотаций для пенсионеров, которая соответствовала бы прожиточному минимуму. В этом году в связи с повышением прожиточного минимума мы 4 раза поднимали уровень городских выплат, чтобы суммарная оплата была нормальной. Сейчас экономический потенциал, накопленный в городе, дает нам возможность говорить уже не о равенстве, а о превышении пенсий над прожиточным минимумом. С 1 февраля 2008 года гарантированный минимум пенсий неработающим пенсионерам составит 1,25 прожиточного минимума, в конце года — 1,5. Это заявление я подтверждаю.
— Какие городские проблемы вы считаете наиболее трудными и наболевшими?
— Если я начну все перечислять, вы расплачетесь. Пожалуй, сейчас самая наболевшая проблема — демография. Улучшение демографической ситуации — это стратегия государства, и, безусловно, мы как столица не можем оставаться в стороне. Если говорить о работе городского хозяйства, то это, конечно, пробки. В секторе экономики — вопросы энергетики. Я перечислил только важнейшие проблемы, существует еще много других не менее значимых для нас, поскольку они так или иначе затрагивают жизнь москвичей. Иными словами — мелочей здесь нет.
— Будет ли Москва застрахована от отключений тепла и света этой зимой?
— Мы приехали в редакцию “МК” с очень важного для нас события — запуска нового, самого мощного во всем московском регионе энергоблока на 27-й ТЭЦ. Его энергия востребована городом в высшей степени, она позволит обеспечить теплом значительное количество жилья в столице.
Ежегодный рост экономики города и увеличение числа квартир у нас сегодня совсем не такие, как, скажем, в 80-е годы. Жилой сектор и промышленность требуют огромных объемов энергии. Раньше энергетики не придавали этому большого значения, однако после аварии, случившейся весной 2005 года, стало очевидно, что если не принять экстренных мер, город встанет. И тогда правительство Москвы совместно с РАО ЕЭС приняли долгосрочную программу энергообеспечения города. Мы заработали достаточно интенсивно, сейчас наращивание мощностей электроэнергии и теплообеспечения осуществляется гораздо более приличными темпами, чем в предыдущие пять лет. Зиму мы постараемся пройти без ограничений и отключений. Это я говорю с известной осторожностью, поскольку еще далеко не все наши планы реализованы. Программа ввода энергетических объектов на следующий год дает мне основание утверждать, что будущей зимой Москва будет полностью обеспечена резервами и по электричеству, и по теплу не только для жилого сектора, но и для объектов экономики.
— Поясните, пожалуйста, что все-таки будет с ДЕЗами?
— Они прекращают свою деятельность как ДЕЗы. Их функции делятся на две части. Первая часть, государственная, уходит в управу. А далее ДЕЗ преобразуется в акционерное общество с сохранением всех функций, связанных с обслуживанием дома, благоустройством территории, ремонтом и т.д. На этой поляне они теперь уже в качестве АО будут на равных конкурировать с существующими коммерческими компаниями, специализирующимися на обслуживании домов. Ничем другим мы этим акционерам заниматься не дадим. Не справятся — значит, не умеют работать. Пускай уходят. Я имею в виду их менеджмент, руководителей. А оставшийся в наследство от ДЕЗа хозяйственный потенциал мы передадим на баланс более эффективным структурам, которые хорошо зарекомендовали себя на этом рынке и будут обслуживать население лучше, чем наш совковый во многих случаях ДЕЗ.
Это настоящая революция в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которую, может быть, не все еще заметили, но она уже происходит, и мы надеемся, что результаты не заставят себя ждать.
Раунд второй: транспорт и строительство
— Среди наиболее важных городских проблем вы назвали пробки. Как она решается и когда, на ваш взгляд, по московским дорогам можно будет передвигаться в свободном режиме?
— Пробки — это, конечно, очень неприятная вещь. Но, объективно говоря, они появились в результате повышения уровня благосостояния москвичей. Сегодня почти каждая семья имеет автомобиль, их количество уже превысило 3,5 млн. Причем каждый стремится купить авто побольше и помощнее. Ведь это престижно.
Конечно, запретить тут ничего нельзя. В борьбе с пробками рецепт может быть только один — больше нужно строить магистралей, больше строить дорог. К сожалению, наше государство, отменив в свое время дорожный фонд, опоздало с решением инфраструктурной задачи. И сейчас мы наверстываем упущенное, в разы увеличив выделение средств на дорожно-мостовое строительство. Мы должны модернизировать действующие трассы, как это происходит сейчас на Ленинградке, формировать новые вылетные магистрали, в частности над железными дорогами, которых у нас внутри города очень много.
Однако этого недостаточно. Нужно одновременно решать инфраструктурные вопросы за пределами Москвы, в московском регионе. В противном случае все наши усилия по улучшению дорожно-транспортной ситуации в городе окажутся тщетны. Мы сегодня делаем на Ленинградке 17 полос: 9 — на выезд и 8 — на въезд, а за пределами МКАД магистраль снова сужается до 4 полос. К чему это приведет, ясно уже сегодня. Министерству транспорта нужно немедленно решать задачу по модернизации вылетных магистралей, а также строить еще одно кольцо — ЦКАД, на котором можно сосредоточить трансфер большегрузного транспорта, а также крупные складские комплексы. Вот тогда ситуация в московском регионе реально будет улучшаться.
— Политические оппоненты обвиняют вас в том, что у правительства Москвы нет четкой программы по решению транспортной проблемы. Это так?
— Это полная чепуха. Есть программы долгосрочные и краткосрочные, программы комплексные и захватывающие отдельные сегменты этой проблемы. Вот, например, у нас есть программа по строительству перехватывающих паркингов, действующих по принципу временного хранения автомобилей: приехал, поставил машину и на метро или на каком-то другом виде общественного транспорта добрался до места назначения.
Кстати, сейчас метро ежедневно пользуются 9 млн. человек! Это говорит о том, что подземку нам надо немедленно разгружать. За счет реорганизации малого кольца железной дороги у метрополитена в ближайшей перспективе появится дополнительная кольцевая линия. Кроме того, мы будем активно развивать метро в различных направлениях, чтобы оно пришло даже в самые дальние периферийные районы. Уже сегодня мы имеем возможность ежегодно строить порядка 13 км новых путей, добавляя их к уже имеющемуся в городе потенциалу. Ставится задача развивать метрополитен параллельно росту пассажиропотока, чтобы люди не давились в “человеческих” пробках, что на ряде линий, к сожалению, уже стало реальностью.
— А работа ГАИ?
— Надо реорганизовать работу ГАИ так, чтобы незначительные столкновения на дорогах не приводили к образованию гигантских заторов, как это происходит сейчас. Мы со своей стороны оснастили их отличной техникой, которая позволяет быстро фиксировать место и обстоятельства аварии, и дальше, если это необходимо, представлять эти материалы в суд. Так нет, как минимум час вокруг даже самого малейшего столкновения идет разговор, идет толковище. Как результат — грандиозная пробка! Работу ГАИ нам нужно радикально перестраивать. Пока я не могу сказать, что мы имеем достижения в этом.
— Назовите, пожалуйста, основные направления строительной политики городских властей на ближайшую перспективу.
— Строительство меняет приоритеты. Мы ведем активное жилищное строительство за счет реорганизации промзон, промышленные предприятия из которых выводятся на периферию города или за его пределы. Это нормальная тенденция, поскольку одновременно в столице развиваются новые современные производства, в первую очередь наукоемкие и высокотехнологичные. Строительство офисных объектов в центре города, как я уже говорил ранее, будет ограничено. Вместо них акцент будет сделан на развитии культурной составляющей, а также на строительстве жилья.
Кроме того, Москва продолжит развивать сотрудничество с российскими регионами. Сегодня мы строим в 57 регионах РФ и за рубежом, и эту полезную для наших партнеров экспансию мы планируем расширять, участвуя в строительстве жилья, торговых комплексов, объектов культуры и социальной инфраструктуры, а также продвигая наши передовые технологии и типовые проекты.
— Рассчитывать на поддержку со стороны правительства Москвы сегодня могут только 200 тыс. семей очередников. Всем остальным придется решать свои жилищные проблемы самим. Как это сделать, если москвич зарабатывает за год в среднем на 1 кв. м?
— Хороший вопрос. Вы знаете, если бы в Москве жилье не покупалось, оно бы не строилось в таких объемах и не было бы таких цен. Так что нынешняя ситуация на рынке недвижимости имеет свое объяснение. Наша задача — строить социальное жилье, и его доля постоянно повышается. Сейчас она уже дошла до 50% общего объема строительства. Получается, что где-то два с лишним миллиона квадратных метров площадей распределяется по различным городским жилищным программам.
Одна из главных наших задач в жилищной сфере — поддержка молодых семей. Мы создаем условия для того, чтобы молодежь имела возможность вступить в социальную ипотеку и на льготных условия приобрести собственное жилье. Об этом мало кто задумывается, но тем самым мы улучшаем жилищные условия в том числе их родителей и других родственников. Потому что, когда в одной квартире живут три поколения, дискомфорт существует для каждого из них.
Могу сказать, что составной частью этой программы является увеличение числа детских садов. Без детского сада молодой семье трудно вступить в ипотеку, поскольку невозможно нормально жить на одну зарплату и платить проценты по кредиту. А значит, работать должны оба родителя. Поэтому наша программа “100 детских садов в год” — абсолютнейшая необходимость, в том числе для решения жилищных вопросов молодых семей.
Раунд третий: миграционное законодательство надо менять