Бутылки “сыграют в ящик”

В России введут госмонополию на розницу алкоголя?

В Госдуму внесен законопроект, предполагающий введение госмонополии на розничную торговлю спиртным. Последняя госмонополия на алкоголь пала в России в 1992 году. Именно тогда к нам хлынуло невероятное количество контрафакта. Сейчас, по оценкам экспертов, половина продаваемого у нас “градуса” тоже приходит “слева”. Попыткой решения этой проблемы и принято объяснять новые законодательные инициативы.

Сенатор Владимир Гусев выступает с такими предложениями не в первый раз. Но сейчас все вылилось в документ, с прописанными “правами и обязанностями” сторон.

Госмонополия, согласно законопроекту, получается странной. Потому что единой госкомпании (за что выступал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев — по отношению к спирту) не будет. Документ предлагает “предоставить полномочия субъектам РФ, исходя из анализа конкретной алкогольной ситуации, создавать специализированную уполномоченную госкомпанию и предоставлять ей исключительное право продажи алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания)”. То есть региональные власти должны решить, какая госмонополия будет на их территории. По мнению члена СовФеда, это “позволит исключить теневой оборот спиртного”.

Впрочем, участники рынка “почему-то” считают, что этот законопроект исключит не только теневой оборот, но и их самих. “Нет сомнений, что если будет по одной госкомпании на регион, то тут же начнут продаваться “входные билеты”, — возмущался в разговоре с “МК” один из производителей спиртного. Опасаются производители и “регионального сепаратизма” (когда один регион не пускает к себе алкоголь из другого). Правда, по мнению президента Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, “и сейчас нельзя сказать, что регионального сепаратизма в стране нет”. Шапкин считает, что “законопроект смелый. Кстати, в 16  штатах США действует такая госмонополия на розницу алкоголя. Но прогнозировать, как это будет выглядеть у нас, рановато”.

За этим громким законопроектом общественность не заметила другого документа. Вышедшего также из-под пера сенатора Гусева. В нем предлагается вывести из-под действия закона о госрегулировании натуральное вино и разрешить его рекламу по ТВ. “В любом случае, если законопроект будет принят, он попадет под пристальное внимание правительства. И уж потом депутаты законодательных собраний субъектов Федерации решат, какие ограничения вводить на своих территориях”, — уверен Шапкин. 

МЕЖДУ ТЕМ

Что такое водка? Традиционно считалось, что это напиток, сделанный из зерна. Но сельскохозяйственные министры ЕС приняли решение, что водкой можно называть напиток и из любого иного сырья. Исходные продукты должны быть указаны на торговой этикетке, а сам напиток должен обозначаться как “смешанная водка” (blended vodka). Главное, что крепость ее не должна быть менее 37,5 градуса.

ЭКСПЕРТ “МК” Павел ШАПКИН:

— Похоже, по мнению европейских чиновников, водка — это разбавленный спирт из чего угодно. Обычная борьба конкурентов. Такое решение явно пролоббировано производителями крепких напитков из нетрадиционного сырья. Скорее всего это усилит интерес к нашей водке.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру