Столица готовится принять народы

Московские власти в 2008-м организуют споры со скинхедами в Интернете

Рубрика “Званые гости” тоже отмечает Новый год. Или Ысыах. Или даже Сагалган. Учитывая, что у разных народов праздничный отсчет цикла начинается в разное время, мы можем гулять практически все 12 месяцев. Но подвести итоги мы решили, так сказать, в общепринятые сроки. И поговорили о столичной национальной политике, праздничной и будничной, с председателем Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексеем Александровым.

— Алексей Олегович, давайте сразу о приятном. Будет ли в празднование Нового года в Москве внесен интернациональный колорит?

— Конечно. В минувшую субботу на ВВЦ мы провели “национальное новогодье” — большой праздничный концерт. А в декабре отмечался Ысыах — якутский Новый год. Будет праздноваться и Сагалган — бурятский Новый год. Вообще-то у нас около десятка национальных праздников имеют статус городских. И это не только “новые годы”, но и другие интересные праздники.

— Но о них знают не все москвичи. По-настоящему общегородским стал, пожалуй, только Сабантуй.

— Он, конечно, самый массовый — около 250 тысяч человек принимают в нем участие. Но вот сейчас набирает обороты празднование Навруза. Этот праздник уходит корнями в язычество, знаменует победу  вители примерно 20 национальностей — азербайджанцы, узбеки, курды, киргизы, таджики, персы и другие. Навруз мы отмечали два года  на ВВЦ в одном из павильонов, концерт шел с 10 утра до 8 вечера и пользовался огромным успехом. Доходило до того, что из-под полы у входа продавали билеты на бесплатный праздник. Так что популярность, так сказать, этнического отдыха растет. Причем у москвичей всех национальностей.

— Сейчас во многих регионах создаются так называемые национальные деревни. Что-то вроде парков отдыха, где стоят дома разных народов, можно ознакомиться с их бытом, обычаями, кухней. Что-то подобное будет делаться в Москве?

— Такого рода вещи мы уже делаем и в столичном Доме национальностей. Там не один год идет “семейный” проект. Все желающие могут “прийти в гости”, скажем, к чувашской или татарской семье — посмотреть на их костюмы, послушать их песни, попробовать их пироги. Возьмите долгоиграющий проект “Национальная семья”. А в Коломенском, например, часть территории как раз и предоставлена нашим национальным республикам.  Кстати, Якутия там отмечала свой Ысыах в начале декабря.И латыши регулярно отмечают там Лиго.

— С праздниками у нас все нормально. А как обстоят дела с будничной работой? Чем будет заниматься ваш комитет в 2008 году?

— Начнет действовать новая трехлетняя программа “Москва — столица многонациональной России”. По сравнению со старой программой мы немножко изменили акцент в приложении сил. Нужно  смотреть реально на проблемы, а они в большей степени проходят по линии “местные —не местные”. Мы проанализировали ситуацию в сферемежэтнического взаимодействия в городе и,смею заверить,имеем  адекватную картину происходящего..

— И к каким выводам вы пришли?

— Радужным  положение назвать нельзя.Отсутствие целенаправленного интернационального воспитания, неурегулированность миграционных потоков, сильное расслоение между богатыми и бедными, а также деятельностьразличных околополитических групп служат катализатором всех имеющихся проблем.  Вот и развиваются организации скинхедов, всяких разных ДПНИ. Но это не только проблемы нашего города. Это проблема в стране. А при этом на федеральном уровне нет четких грамотных документов об интернациональном воспитании.

— Но ведь действует закон о национально-культурных автономиях.

— Хороший закон, но упор он делает именно на национальные образования. Или возьмем концепцию национальной политики, принятую в 1996 году. Она устарела. Там тоже идет упор на национальные образования. А кто пополняет ряды ксенофобских организацийц? Местное население. Значит, нужно концентрировать усилия на работе с ним. Мы внесли ряд предложений в программу. Например, о введении факультативного курса в школах по истории мировых религий и истории народов России. Есть соглашение с руководством крупнейших вузов Москвы. Мы планируем приглашать к студентам руководителей наших национальных республик. Планируется большая работа со СМИ. По ТВ, на радио, в газетах будут репортажи, циклы передач об истории страны — положительных, позитивных. Следующий блок — Интернет. Сейчас ведь появляется огромное количество профашистских, националистических сайтов. Мы постараемся этому препятствовать.

— Хакерские атаки?

— Нет. Мы будем вступать в диалог прямо на этих сайтах. Грамотные специалисты покажут противоречивость националистической позиции.

— Как это можно организовать?

— Есть принципиальное согласие мэра Москвы на создание службы этноконфликтологии,  она займется и этой проблемой . Это будет управленческий штаб, который станет принимать решения, вступать в диалог. А в штате Московского дома национальностей в январе-феврале появится специальное научное подразделение — психологи, этнографы, ученые других специальностей. Это главные советники управленческого штаба. На первом этапе мы также планируем привлекать по договорам специалистов, которые станут работать на территории префектур и управ. И встречаться уже конкретно с ребятами, которые склонны к националистическим настроениям. Главное — таких специалистов найти, ведь это дело непростое, заинтересовать таких ребят и переубедить.

— Будут ли в Москве школы, в которых приезжих станут обучать русскому языку, традициям, культуре?

— Разумеется. Совместно с азербайджанскими национально-культурными организациями станем устраивать курсы адаптации. Мы будем рассказывать о миграционном законодательстве, о том, как правильно встать на учет, а азербайджанская сторона — о культуре московского быта. В целом же, если говорить о мигрантах, мы будем проводить политику перехода от стихийного рынка труда, который существует сейчас в Москве, к организованному. Работники будут предварительно отбираться в республиках прямо на месте. Такие соглашения у нас есть с Таджикистаном и Киргизией.

— Как будете упорядочивать миграционные потоки?

— Мы не решили вопрос строгого учета прибывших, мы не решили вопрос с выдачей им медицинских справок. Много документов пока еще неэффективны.

Вот, например, мы разрабатываем нормативную базу на создание гостиниц упрощенного типа. Пока существуют только пилотные проекты. Системы нет. Надо ее выстроить. Нет правового статуса. Нужно хотя бы понять, что это будет — гостиницы, общежития или некий новый административный городок, для которого нужны новые нормы.

Ведь в идеале эти гостиницы должны ставиться при строительстве каждого нового микрорайона. Переходим на другое место — модульная гостиница разбирается и переносится. Но есть положения земельного законодательства, которые гласят: если земля отведена под строительство, на ней не может быть жилых объектов. Значит, надо вносить изменения, проводить размежевание территории, оговаривать, что часть земли пойдет под временные строения.

Еще одна тема. Надо добиваться, чтобы квоты на иностранную рабочую силу были платными. Загубили систему профтехобразования — вот эти деньги должны пойти на ее восстановление, подготовку своих рабочих кадров. Кроме того, в установке квот должны участвовать профсоюзы, следящие за правами наших рабочих, с другой стороны — работодатели. А арбитром должно выступать правительство.

— Сколько времени нужно на разработку и принятие этих документов?

— По гостиницам упрощенного типа мы планируем выпустить распорядительный документ уже в начале 2008 года. Мы пошли не бюрократическим путем. Я пригласил руководителей крупнейших строительных компаний Москвы, они привезли свои проекты типовых гостиниц. Как только мы их согласуем с контролирующими органами, сразу же выпустим постановление правительства Москвы. По квотированию подготовили предложения: считаем, что нужно изменить больше 10 федеральных законов. Документы направили в правительство. Так что изменения в миграционном законодательстве произойдут в ближайшем будущем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру