Сербия сказала ES: Yes

Борислав МИЛОШЕВИЧ: “И Тадич, и Николич проявили себя ответственно”

“Тадич выиграл, мои поздравления. Я хочу призвать всех к спокойствию”, — соперник вновь победившего на выборах сербского президента Томислав Николич достойно признал свое поражение.

Неожиданности в победе Бориса Тадича нет, хотя его политика в отношении косовского кризиса и выглядит более уступчивой, нежели у Николича. Обещанная интеграция в Европу в глазах большой части электората, в глубине души примирившейся с неминуемостью отпадения Косова, выглядит очень и очень привлекательной, особенно для молодежи. И все-таки очевидно: сербское общество оказалось разделено пополам. Разница между победителем и проигравшим оказалась минимальной: всего в пару-тройку процентов. Если вспомнить аналогичную ситуацию на выборах 2004 года, то тогда победа Тадича была куда как убедительнее: 53,97% против 46,03% у Николича.

Еще не был полностью проведен подсчет голосов, а Евросоюз уже поздравил Тадича с переизбранием. Такая скорость неудивительна: Брюссель сделал все от него зависящее для этой победы. Очень кстати пришлось сделанное недавно советом министров иностранных дел ЕС приглашение Белграду подписать 7 февраля Политическое соглашение о сотрудничестве. Так Европа пытается подсластить горечь “косовской пилюли”.

Как ни парадоксально, победа Тадича может быть более приемлемой для России. В случае победы кандидата-радикала Россия рисковала бы оказаться в какой-то мере заложницей демонстративного русофильства Николича, обещавшего, к примеру, предоставить российским самолетам право патрулировать воздушное пространство Сербии. Конечно, с точки зрения имперских амбиций это было бы и неплохо, но принесло бы это большую пользу? К тому же особые отношения с Сербией под руководством Николича ко многому бы обязывали, тогда как Россия, увы, не обладает пока достаточными возможностями для эффективной политики на Балканах. А с Тадичем в этом смысле немного спокойнее: с ним можно делать дела, но не нести всю полноту ответственности.

“МК” попросил прокомментировать результаты выборов бывшего посла Югославии в России Борислава МИЛОШЕВИЧА:

— Президентские выборы показали, что Сербия разделена. Хотя Томислав Николич получил меньше голосов, чем Борис Тадич, он получил поддержку от весьма убедительного числа сторонников его политики. Тадич победил во многом благодаря голосам меньшинств, прежде всего в Воеводине, тогда как сербская глубинка проголосовала за Николича.

Считаю, что Николич повел себя очень хорошо — как государственный муж, когда поздравил своего соперника с победой на выборах. Это хорошо и для Сербии, и для возглавляемой им партии. Этим жестом Николич пощадил Сербию, уберег ее травм, которые могли бы возникнуть, если бы Радикальная партия заявила о том, что выборы проходили в ненадлежащих условиях (а ведь помимо мелких нарушений были проблемы и угрозы, была устрашающая народ пропаганда, что в случае победы Николича Сербия вернется в мрачные 90-е годы, в изоляцию, при этом почему-то забывалось, что в этот мрак страна была ввергнута прежде всего Западом). И Тадич тоже повел себя правильно, признав, что его противник набрал огромное количество голосов, пообещал в ближайшее время встретиться с Николичем. Оба политика проявили себя хорошо и ответственно.

Не думаю, что политика в отношении России будет меняться. Отношения Сербии с Россией будут продолжены и будут продвигаться вперед. Власти извлекли уроки из одностороннего отношения к Евросоюзу, когда главным приоритетом провозглашалась Европа. Это и сейчас так, но осознается, что страна много потеряла от недостаточно активного отношения к России, другим неевропейским странам, не получив на Западе адекватной замены этому. Главным вопросом по отношению к ЕС останется план Европы послать свою миссию в Косово, что нелегитимно без согласия Совета Безопасности ООН. Политика Николича к Европе была бы более твердой. Ведь ЕС хочет отнять у Сербии 15% ее территории. Но новый старый президент присягнет на конституции, согласно которой Косово — “неотъемлемая составная часть Сербии”, и сербская политика должна из этого исходить.

С другой стороны, теперь белградские власти понимают, что и Евросоюз в значительной мере зависит от России (в энергетической сфере). Думаю, что российско-сербское газовое соглашение никто оспаривать не будет, хотя не исключаю, что может возникнуть новая торговля по ценовым вопросам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру