Лакомый кусок

Удастся ли Росимуществу заполучить "Домодедово"?

Как разворачивается у нас в стране серьезный бизнес?
Многочисленные примеры убеждают: почти всегда по одной и той же  схеме. Сначала предприимчивые и трудолюбивые люди вкладывают  средства, силы и время, а потом появляется чиновник и, радостно  потирая руки, с удовольствием разглядывает чужое имущество и заключает:  молодцы, хорошо поработали. После чего находит массу "нарушений" (по большей части несуществующих) и желает либо закрыть  предприятие, либо (что бывает чаще) прибрать его к рукам. В этом и  заключается суть любимой игры государства с предпринимателями по отъему чужого имущества.
И поскольку все мы хорошо знаем, чем обычно заканчивается игра  с государством, ее финал легко предсказуем.
В самое ближайшее время мы сможем наблюдать один из самых типичных примеров такой игры: на новый виток выходит "дело об аэропорте "Домодедово".

***

Те, кто регулярно пользуются услугами гражданской авиации, хорошо знают: в Москве есть только один приличный аэропорт. Все остальные по разным причинам  до столь гордого звания не дотягивают.

"Домодедово" - дотягивает. Отсюда удобно улетать, сюда приятно возвращаться. Здесь не стыдно перед иностранными гостями и партнерами. Здание вполне успешно конкурирует с подобными же западными, мест для парковки много, сотрудники сервисных служб приятно удивляют не только вежливостью, но и вполне адекватным
английским. Словом, есть чем гордиться: светло, чисто, комфортно, очереди если и появляются, то как-то очень оперативно рассасываются. Главное же - "Домодедово" радует отсутствием извечного российского бардака, когда у одной стойки регистрируются сразу три рейса, а из пяти "паспортных кабинок" на границе работает в лучшем случае одна. Короче говоря, большинство моих знакомых летают только и исключительно из "Домодедово" - и, уверяю вас, вовсе не из снобизма, а из элементарного уважения к самому себе.

Но так было далеко не всегда. В девяностых аэропорт переживал серьезнейший кризис. Объем перевозок упал тогда почти в два раза, практически все сооружения были в аварийном состоянии, парк самолетов безнадежно устарел. И как раз тогда же у "Шереметьево" дела шли в гору - с 1992 по 1998 годы количество пассажиров там удвоилось. Ситуация во "Внуково" была, может быть, не столь благополучной, но стабильной.

Объяснялось такое положение дел просто: изначально аэропорт "Домодедово" был ориентирован на обслуживание внутренних рейсов по протяженным маршрутам - на Дальний Восток и Крайний Север. В непростое перестроечное время у пассажиров этих направлений попросту не было денег. Акт проверки Счетной палаты от 16 октября 1998 года фиксирует: задолженность "Домодедово" перед бюджетом составила 21,8 млрд. рублей, предприятие неплатежеспособно, спецтехника устарела, производственная база изношена на 80%...

Вполне вероятно, что аэропорт Домодедово мог незаметно скончаться. Но в начале двадцать первого века все изменилось.

***

И вот ведь совпадение! - именно с того же 2003 года на "Ист Лайн" начался масштабный "наезд", цель которого я затормозить развитие аэропорта. Зачем? Об этом мы поговорим чуть ниже. Впрочем, не исключена и другая, вполне тривиальная цель: отобрать. Ведь аэропорт "Домодедово" теперь - лакомый кусок. Да что там кусок! Кусище!..

Сначала потянулись проверяющие. Счетная палата, Генпрокуратура, другие разнообразные ведомства - кто только не присылал комиссий для проверки. Но вот ведь незадача: ни одной из них не удалось обнаружить серьезных нарушений  в работе аэропорта.

И тогда в бой вступила тяжелая артиллерия.

В Арбитражный суд с иском о признании недействительным договора мены обращается Росимущество. Дескать, слишком уж размыта доля государства, чиновники тревожатся. Чиновники, как вы понимаете, денно и нощно пребывают в тревоге за родное отечество... Исковая позиция сводилась к следующему: Мособлкомимущество не имело права давать согласие на сделку, договор аренды надо расторгнуть, а здание аэровокзала -  вернуть в надежные руки государства.  

Однако Арбитражный суд отказывает Росимуществу в удовлетворении исковых требований.

Но Росимущество не согласно, оно продолжает радеть и обращается в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Этот суд частично удовлетворяет требования Росимущества, отменяя предыдущее решение. Параллельно разворачивается и еще одно дело - о признании недействительным договора аренды...

Конфликт бизнеса и госчиновников вступает в новую фазу.

***

В ноябре 2005 года губернатор Московской области Борис Громов обращается с письмом к президенту России В.В. Путину. Он пишет о том, что юридическая состоятельность принятых решений, по которым у компании "Ист Лайн", фактически восстановившей аэропорт из руин, вот-вот отберут "Домодедово", вызывает большие сомнения. Дело в том, что истек срок исковой давности: согласно поправкам в Гражданский кодекс, он составляет теперь лишь три года вместо прежних десяти. Между прочим, инициировал эту поправку (в апреле 2005 года) президент РФ я в послании к Федеральному собранию в апреле 2005 года. Любопытно, что губернатор Громов об этих изменениях в Гражданском кодексе знает, а вот юристы Десятого арбитражного суда я то ли не знают, то ли почему-то не обращают на это внимание.

Позиция чиновников Росимущества  и вовсе может быть предлогом для постановки диагноза. Они отсчитывают три года (срок исковой давности) не с 1997-го, когда, собственно, и был заключен договор мены, а с 2005-го, т.е. с того момента, когда государство - в лице, понятное дело, все тех же чиновников - узнало о существовании договора. Хотя никто не мешал узнать о нем раньше, потому как договор отнюдь не секретный.

Когда-то король Франции Людовик XIV смело объявил: "Государство - это я". Спустя несколько столетий практически то же самое повторяют чиновные господа из Росимущества. А что? Вполне в русле современных политических тенденций...

Губернатор Громов пишет о том, что в сложившейся ситуации аэропорт столкнулся с такими трудностями, которые не в силах преодолеть самостоятельно. Это означает, по его мнению, что аэропорт может остановиться. Громов не исключает, что причина неприятностей "Ист Лайн" я как раз в бурном развитии "Домодедово",  за судебными решениями стоят не государственные интересы, а активность рейдеров. Губернатор обращается к президенту с просьбой поручить министру экономического развития досконально разобраться в этом вопросе.

Резолюция Путина на письме Громова в свое время обошла чуть ли не все СМИ. Ее взахлеб цитировали, в ней увидели надежду многие бизнесмены, оказавшиеся в сходной ситуации. "Действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса", - написал Путин.  Тогдашний министр экономики Герман Греф обозначил свою позицию еще более жестко и недвусмысленно: он прямо приказал главе Росимущества г-ну Назарову, своему непосредственному подчиненному, отозвать иск.

Казалось бы, инцидент исчерпан. Можно выпить бокал-другой в честь праведной победы и спокойно продолжить работу. Однако я не тут-то было. Иск отозван не был.

Ситуация, прямо скажем, создалась прелюбопытнейшая. Она напрочь перечеркивает обвинения Запада в новом русском тоталитаризме. Глава федерального ведомства игнорирует указание своего министра и, выходит, плюет на мнение президента страны. Какой же это тоталитаризм?

Это анархия.

***

Нельзя исключить, что письмо губернатора Громова президенту все-таки сыграло положительную роль. Или не сыграло, потому что между резолюцией и надлежащим решением проблемы - пропасть, заполненная армией чиновников. Так или иначе, но в 2006 году судебные баталии завершились, на мой взгляд, вполне справедливо.
Оказалось, бывает у нас и такое. Высший арбитражный суд прекратил два дела - о недействительности аренды и об отчуждении аэровокзала. Росимущество, правда, повысило арендную плату, но компания "Ист Лайн", во избежание нового конфликта, возражать не стала.

Но чиновники наши - люди упертые. Не прошло и года, как Росимущество возобновило атаку. Все с тем же судебным процессом - об истребовании аэровокзального комплекса в федеральную собственность. Как говорится, хоть тушкой, хоть чучелом...

Здесь возникает несколько нюансов, законом и бизнесом, правда, между собой не связанных. Но уж очень эти нюансы познавательны, они помогают уяснить, откуда, куда и почему в "деле "Домодедово" дует ветер.

Вернемся на пару лет назад. Итак, президент дал поручение министру экономики Грефу разобраться в ситуации и найти способ разрешения конфликта. В ноябре 2005 года Греф собирает межведомственное совещание. Это обычная практика: приглашаются заинтересованные стороны, чтобы в присутствии министра попытаться найти компромисс. Однако на том совещании присутствует начальник Управления "Т" (Управление по контрразведывательному обеспечению объектов транспорта) ФСБ РФ генерал Федоров. По сведениям присутствовавших сотрудников "Ист Лайна", его на совещание никто не приглашал, но ведь не закрывать же дверь перед носом авиатора в штатском. И еще в одном уверены сотрудники "Ист Лайна": г-н Федоров - единственный, кто на протяжении всего конфликта занимал и занимает не просто непримиримую, а прямо-таки агрессивную позицию по отношению к "Ист Лайну".

Как удалось выяснить "МК", "чекистских следов" в "деле "Домодедово" вполне достаточно. Известный тележурналист Владимир Соловьев утверждает, к примеру, что в судебной системе хорошо известен генерал Каланда, открывающий дверь судьи любого уровня без стука. Еще бы: ведь генерал Каланда я член  комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на судебные должности...

Но, конечно, все не так прямо, не в лоб. А просто (рассказывает Владимир Соловьев) законная супруга г-на Каланды вроде бы водит дружбу с председателем Федерального суда Московского округа г-жой Майковой. Они вместе развлекаются, отдыхают. У г-жи Майковой между тем  вскорости истекает срок ее судебных полномочий...

Короче говоря, именно Федеральный суд Московского округа под председательством г-жи Майковой обеспечил принятие "нужных" судебных решений по "делу "Домодедово" - о признании недействительным договора аренды и об отчуждении аэровокзала. Именно эти решения Высший арбитражный суд впоследствии отменил.

А теперь я вопрос: что же так неймется нашим братьям по оружию, которые, как известно, "плоть от плоти"? Зачем чекистам аэропорт "Домодедово"?

На мой взгляд, ответ таков: он им не нужен. Впрочем, не совсем так. Им не нужен аэропорт-лидер. Не исключено, что процветание "Домодедово"   им  не по нраву. И это вполне объяснимо, поскольку имеет под собой твердую экономическую основу. С точки зрения экспертов, зона бизнес-интересов силовиков я другие аэропорты. И отток авиаперевозчиков, а значит, и денег в "Домодедово" в планы господ с холодной головой не входит.

***

У каждой страны есть так называемый индекс инвестиционной привлекательности. Этот показатель вполне объективный, он отвечает на основной вопрос бизнеса: есть ли смысл начинать в стране собственное дело?

Инвестиционная привлекательность России упорно стремилась к нулю в лихие девяностые. Шаталась из стороны в сторону в  связи с ситуацией на Северном Кавказе. И лишь в последние годы появилась новая обнадеживающая тенденция: иностранный бизнес стал смелее, все больше денег готовы вкладывать менеджеры разных уровней в собственное производство и развитие своего дела здесь, в России. Во многом это заслуга руководства страны. И вовсе не потому, что Кремль много делает для бизнеса, а потому, в первую очередь, что оттуда все чаще доносятся нужные слова, обнадеживающие бизнесменов.

Похоже, слух у наших чиновников куда хуже, чем у западных бизнесменов. Изменять своим привычкам наши господа-товарищи, судя по всему, не собираются. Раньше они тащили то, что плохо лежит. Теперь, с помощью судов и "силового компонента", вполне цивилизованно (во всяком случае, внешне) отбирают то, что лежит хорошо. "Дело "Домодедово" я лучшее тому подтверждение. Ведь достаточно задать себе всего один вопрос - и можно увидеть заказной характер "наездах на "Ист Лайн". Почему, скажите, чиновники заинтересовалось незаконной, с их точки зрения, сделкой, только после того, как "Домодедово" резко шагнуло вперед? Почему в далеком 1997-м, когда в специальных бюллетенях была опубликована информация о выпуске дополнительных акций, о договоре мены, о составе учредителей, федеральную структуру не волновала судьба федеральной собственности?

Иными словами, если совсем уж коротко: какова цена вопроса?

Ответ имеется, никто из него секрета не делает. Компания "Ист Лайн" вложила в реконструкцию "Домодедово" около 30 млрд. рублей. Это самые масштабные инвестиции в отечественные аэропорты за последние 30 лет.

***

Уже в нынешнем году, в начале февраля, губернатор Московской области Борис Громов написал очередное письмо - на сей раз председателю Правительства РФ Зубкову. Речь в нем идет - вновь! - о "деле "Домодедово".  Губернатор пишет о "новой волне" "наездов" на аэропорт. Он специально подчеркивает еще одну сторону вопроса, о которой напрочь забыли  госчиновники. Остановка или разрушение отлаженного хозяйствующего субъекта, я тем более, такого, как аэропорт "Домодедово", -  может вызвать крайне негативные последствия социального характера. Что имеет в виду Борис Громов? Да хотя бы то, что в аэропорту работает около 30 тысяч жителей Московской области.

Но чиновников социальные последствия, видимо, не заботят.

 На письме губернатора Громова я резолюция премьера Зубкова:  "Чайке Ю.Я. Объективно рассмотреть обращение губернатора...".

Однако дипломат у нас г-н Зубков! Ведь как ни реши, в любом случае можно будет сказать: рассмотрено объективно.

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру