Роль Личности в Истории

Кредитной, предпринимательской и российской

Здравствуйте, давно не виделись. Но это закономерно. Мы же живем в одной стране. И почему тогда жизнь нашего “МБ” должна отличаться от жизни всего малого бизнеса и просто страны. Когда вчера, допустим, было пусто, а сегодня… в общем-то, что было вчера, надо уже считать густо.

Кстати, с наступающим праздником. Это я не про прошедший День Победы. А про впервые наступающий День российского предпринимательства. Который наконец-то решено впервые отметить как праздник всей страны. И который с Днем Победы, как и с большинством других праздников, роднит то, что он, как и “положено” в России, “со слезами на глазах”.

В канун Дня Победы, кстати, усилиями отечественного телевидения нам опять было предложено задуматься о роли личности в истории. К примеру, Рокоссовский и Жуков. Оба маршала Победы. Одного якобы любили, другого чуть ли не ненавидели. А про генералиссимуса и вообще говорить нечего. Его роль до сих пор не поддается однозначной оценке. И по большей части зависит от того, какие ветры дуют на верхних этажах власти.

Только вот нюанс. История Великой Отечественной войной отнюдь не заканчивается. Каждый наш прожитый день, уходя в прошлое, становится историей. В которой действуют свои личности и играют свои собственные или инициированные извне роли. Как нынешние руководители страны, так и огромная масса простых, обычных россиян.

С момента инаугурации Медведева и утверждения премьером Путина, обретения ими новых функций и полномочий, прошло не так много времени, но каждый из них уже сделал ряд важных стратегических заявлений. Новый премьер Путин пообещал нефтянке налоговые послабления, вызвав безудержное ралли на фондовом рынке. Биржевые спекулянты и инвесторы до сих пор не могут поверить своему счастью. Медведев решил доказать, что его слова на заседании Госсовета в Тобольске о необходимости стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства были не просто сотрясением воздуха, и подписал указ (полный текст см. на официальном сайте Президента РФ), который должен изменить правила игры в этой сфере общественной и экономической жизни.

Более того, буквально на днях он вверг в шок чуть ли не всех аналитиков, сказав, что доля предпринимателей должна вырасти до 60—70% населения. Скорее всего Дмитрий Анатольевич просто оговорился, имея в виду идеальную долю малого бизнеса в общем ВВП страны. Иначе, если чиновники кинутся исполнять его волю, у нас просто некому будет работать на заводах, в институтах. Без кадров останутся аграрии (а там и без того работать некому), энергетики. Да что там село (в нем, как показала практика, нашлось все же место для отечественного предпринимателя), в “Газпроме” наступит жесточайший кадровый дефицит. И если это так, то лучше бы выступить с разъяснениями. Или еще один указ подписать — о том, как надо толковать услышанное. А то ведь отечественные бюрократы только разумные распоряжения исполнять не спешат, а ради воплощения в жизнь чего-нибудь сомнительного готовы если не сами наизнанку вывернуться, то по крайней мере с нас три шкуры содрать.

А потому указ Медведева, который является одним из первых шагов нашей власти в правильном направлении, местные чиновники на муниципальном уровне скорее всего в той или иной форме либо будут саботировать, либо попробуют переиначить на свой лад.

И все восторги в русле “единогласного одобрямса” и “правильного решения” вскоре могут стихнуть. Впрочем, истины ради следует признать, что этот самый указ по большому счету ничего революционного не несет. Да, плановые проверки со стороны государственных контролирующих органов будут сведены к одному разу в три года. А было по действующему законодательству раз в два года. И что изменится? Кстати, не следует понимать, что любое малое предприятие будут проверять не чаще одного раза в три года. Это норма не для предпринимателя, а для каждого из органов госконтроля. А их количество для субъектов малого бизнеса в зависимости от вида деятельности разнится, но меньше 11 насчитать даже для самого “бесконтрольного” нам так и не удалось. Поделите 36 месяцев на 11 проверок и получите минимум.

Шаг в верном направлении и правильное решение — необязательно вещи одинаковые. “МК”, например, не раз уже писал, что наши власти либо видят проблему с большим запозданием, либо видят ее не совсем там. К примеру, несколько лет назад, когда в столице уже действовала система “одного окна”, тогдашний Президент России Владимир Путин сказал, что тем, кто открывает свое дело, впору давать ордена. Насколько-де трудно зарегистрировать свою компанию. Между тем с открытием фирмы проблем тогда уже не было. Проблема была и остается не с организацией “бумажной” компании, а с ведением и функционированием реального бизнеса.

Главная проблема заключается в другом. Как писал много веков тому назад один из основоположников российской истории Карамзин, “суровость российских законов” компенсируется их повсеместным неисполнением. И с тех пор в многострадальном Отечестве мало что изменилось. И сейчас потребность есть не столько в написании новых, более умных законов, а в их действенности. В исполнительной дисциплине чиновников.

Буквально на днях на одном их экономических сайтов завершился знаменательный опрос, в котором приняли участие 9777 человек. Вопрос, заданный респондентам, звучал так:

Возможно ли вести бизнес в России, не нарушая этических и нравственных норм (в % от опрошенных)?

Совершенно невозможно    39,3%

Смотря какой бизнес и где    36,7%

Да, безусловно    17,3%

Затруднились ответить    6,7%

Лишь каждый шестой считает, что такое возможно. Если же учесть особенности российского менталитета, согласно которому закон и нравственность совпадают далеко не всегда, то показатели были бы тогда еще более красноречивыми.
Согласитесь, что с такими взаимоотношениями не о 60% предпринимателей, а даже о 10% можно говорить с весьма вероятной натяжкой. Тем более что произвол и административные барьеры действительно накладываются на несовершенство законодательной базы. Вот что, например, говорит Михаил Вышегородцев, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы:

— В Москве действует комиссия по преодолению административных барьеров, которую возглавляет мэр. В каждом округе существует комиссия под председательством префектов, которая рассматривает сложные ситуации, связанные с ведением бизнеса на территории конкретного округа. Предела совершенству нет, и, безусловно, хотелось бы, чтобы решения этих комиссий носили не просто рекомендательный характер для органов государственной власти. А были бы для исполнения. И кадровые выводы по решениям этих комиссий можно было бы делать. Мы бы очень хотели, чтобы решения комиссии по преодолению административных барьеров как на уровне города, так и на уровне административных округов тоже имели оформленную форму в виде распоряжения правительства Москвы. И влияли бы на дальнейшую работу тех чиновников, которые особо рьяно пытаются проверять малый и средний бизнес Москвы.

Напомню, что в городе действует центр координации контрольной деятельности. Каждая проверяющая организация обязана информировать  центр координации контрольной деятельности, сколько проверок в месяц было проведено управой, префектурой. Мы эту информацию заводим в базу данных и потом анализируем, кто наиболее активен в проверках, а кто умеренно себя ведет в этом направлении.

Не скажу, что все хорошо. Жалобы предпринимателей есть. И та статистика, которой владеет сегодня Московское агентство развития предпринимательства, показывает, что основную активность развивают правоохранительные органы. И меня не может не радовать, что в комплексе мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности в разделе контроля, помимо того что планируется внести изменения в ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора” и в Кодекс РФ “Об административных правонарушениях”. Есть еще и такая норма, как исключение полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере контроля предпринимательской деятельности, а также исключение из закона “О милиции” внепроцессуальных прав милиции по проверкам предпринимательской деятельности, установленных иными федеральными законами. Сегодня милиция, ссылаясь на закон “О милиции”, имеет возможность абсолютно беспрепятственно войти в любое предприятие хоть каждый день, хоть по нескольку раз в день.

Безусловно, любая инициатива в правильном направлении — вещь хорошая. Но степень ее полезности не исчерпывается только лишь ее выдвижением. Гораздо более важна степень реализации. Не потому ли наша верховная власть так часто обращается к проблематике поддержки малого и среднего предпринимательства, что с реализуемостью ее инициатив постоянно возникают проблемы? И не потому ли общество в целом индифферентно относится к выступлениям носителей высшей исполнительной российской власти? А Отечество столь многострадально как еще с докарамзинских времен, так и по сию пору от того, что мало какое дело доводится в России до конца?

Конечно, некая положительная динамика в развитии малого бизнеса присутствует, но, согласитесь, такие данные (см. ниже динамику соцопросов за 2005 и 2008 годы) свидетельствуют о чем угодно, только не о том, что в стране произошел перелом по отношению к “маленьким”. Впрочем, это касается не только отношения со стороны местных чиновников и госвласти в целом.

Вот что, к примеру, написал один из посетителей сайта “МК”, комментируя вышедшую на прошлой неделе статью под рубрикой “Кошелек” “Россия нам все дороже” (см. номер от 14 апреля): “Сейчас много говорится о поддержке малого бизнеса. Вот у меня своя статистика. Обратился за кредитом под конкретный проект и бизнес-план плюс заключенные договора. Схема проста: заказчик оплачивает после поставки товара, но для изготовления товара не хватает собственных оборотных средств. Из тридцати банков отказали 16 сразу, 6 спустя неделю, 7 думают, 1 дал предварительное согласие. Вот и пойди наращивай. Банки готовы денежки брать, а вот давать... Может, какие-то крутые и мохнатые пользуются зеленым светом, а среднестатистическому предпринимателю остается только пыль глотать.

Так что все правильно в указе президента: и “преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замена (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции”, и замена “лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий”, и многое, многое другое. Нужна самая малость — сделать так, чтобы все это не осталось только лишь на бумаге. Начать и кончить. Здесь, конечно, пока радует только одно. Медведев предпринимает шаги по поддержке малого предпринимательства уже не только после выборов, но и после инаугурации. Это не какие-то предвыборные обещания, о которых сегодня сказал, а завтра забыл. И потому вероятность повышения эффективности принятых решений существенно растет.

И все же — с первым в истории России Днем российского предпринимательства. В нашей стране, где каждый прожитый день дается малому бизнесу с большим трудом, этот праздник, пусть и не в такой степени, как тот, что недавно отгремел парадом и салютом, является тоже констатацией пусть небольшой, но победы. Человека и здравого смысла.

Надо только лишь не забывать (и тем, кто наверху, — в первую очередь), что история никогда не заканчивается. И мы ежедневно пишем ее своими делами. А уж у кого какая роль личности там будет, та же история рассудит. Опять же — по делам в первую очередь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру