Финансовых средств на поддержку инновационных разработок московских предпринимателей хватает полностью, однако есть проблема — слишком небольшое количество предпринимателей, которые предлагали бы действительно интересные проекты. Об этом заявил руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев, выступая на пленарном заседании II Московского венчурного форума, который прошел на прошлой неделе в Центральном доме предпринимателя.
По его словам, по итогам аналогичного форума, который прошел в прошлом году, делались прогнозы об инвестициях в малые инновационные компании в размере 80 млн. долларов, однако на деле проинвестирована лишь восьмая часть от этой суммы. “Толковых проектов мало. Это видно и по работе департамента: как известно, мы предоставляем инновационному бизнесу на конкурсной основе возможность получить субсидии до 1 млн. рублей. Но после ее получения ни один из проектов не был представлен в венчурные фонды”, — сказал министр.
Тем не менее, как подтвердил Вышегородцев, правительство Москвы не только не намерено сворачивать работу по развитию инновационного бизнеса, но и ставит его на приоритетные позиции.
Что же мешает развитию малого инновационного бизнеса? “МБ” попытался разобраться в этом вопросе.
* * *
Сегодня создание национальной инновационной системы является одним из наиболее важных факторов развития экономики России на современном этапе. В мировой экономике инновации являются важнейшим показателем экономического развития, конкурентоспособности, новейших технологий и высокотехнологичных отраслей. В настоящее время процессы функционирования инновационной экономики России не получили должного развития.
Одним из условий становления инновационной экономики является малый бизнес, способный обеспечить создание и внедрение инноваций и технологий в реальные сектора народного хозяйства.
Ведь малый бизнес это такая форма предпринимательства, которая объединяет в одном лице собственника и топ-менеджера. На практике владелец фирмы не только вкладывает собственные финансовые средства, контролирует их использование, но и лично осуществляет управление всеми производственными процессами — заключением договоров, привлечением средств, маркетингом, инвестициями, приемом и увольнением сотрудников. Являясь единоличным владельцем фирмы, несет ответственности и риски, а в случае неудачи — разоряется. Если удача, он один пользуется полученными результатами. Отсюда вытекает мотивация заинтересованности владельца в реализации своих возможностей, талантов, энергичном и успешном ведении бизнеса.
Неправильно подходить к малому бизнесу как к однородному целому, на самом деле малый бизнес разносторонний и разноплановый. Малый бизнес заполнил ниши в сфере торговли, оказания услуг, сервисном обслуживании, аграрном секторе, промышленности и т.д. В этих секторах экономики малый бизнес занял достойное место, прошел этапы становления, развития и закрепления успеха.
Важнейшей задачей в развитии инновационной экономики необходимо рассматривать вовлечение малого бизнеса в наукоемкие сферы, способствующие ускоренному развитию малого научно-технического и инновационного предпринимательства.
Малый бизнес является наиболее гибким и экономичным, выполняя ведущую роль в разработках научно-технических нововведений, апробации и освоении новых и наиболее интересных технологий. Инновационные предприятия малого бизнеса создавались в основном на базе проектных, отраслевых, академических и ведущих институтов. Наиболее предприимчивые специалисты доводили инновации до внедрения и изготовления мелких серий и партий. Затем эту продукцию выводили на рынок, проводили маркетинговые исследования и потребности рынка. Инновационная продукция необходима потребителю, но крупному бизнесу идти на материальные и временные затраты, не имея представления о востребованности рынком новой продукции, конечно, не стоит. Вот эту нишу и должны занять малые предприятия, ведущие свою деятельность в инновационной научно-технической сфере.
Однако на практике малые предприятия инновационной сферы не являются приоритетными в становлении инновационной экономики. Результат более жесткой по сравнению с другими видами и условиями деятельности малых предприятий усложняет развитие малого инвестиционного бизнеса.
Причины падения инновационного малого бизнеса известны, о них не раз говорилось и много писалось, поэтому в данной статье мы не будем акцентировать на этом внимание.
Ни в коем случае нельзя говорить о том, что все плохо и ничего не делается. Проводится огромная работа по решению вопросов, связанных с развитием малого инновационного бизнеса, активно работают Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Различные и многочисленные учебно-методические семинары, выставки наглядно показывают полезность и высокое качество достижений российских разработчиков. Рынок инноваций представлен широкой палитрой разнообразных разработок в сфере ЖКХ, потребительского рынка, безопасности и охраны, медицины и промышленности.
Сегодня на рынке заняли достойное место предприятия малого бизнеса, работающие на основе интенсивных передовых медицинских, биологических, химических технологий, софтверные фирмы, специализирующихся на правовых базах данных, антивирусных программах.
И вместе с тем Россия имеет научно-технический потенциал, который не используется на рынке, не работает инновационный механизм зарождения идеи до ее воплощения в промышленный продукт.
В настоящее время пока не существует комплексной системы по инновационному развитию наукоемкого сегмента предпринимательства. Предложений по “увеличению”, “оказанию”, “обеспечению”, “развитию”, “поддержке” много, и исходят они из разных источников, однако только государство заинтересовано в практических мерах по укреплению научно-технического потенциала и вовлечению его в реальный экономический процесс.
Направления государственного регулирования:
• создание национальной и региональной инновационной системы;
• разработка государственных программ развития;
• законотворческая деятельность, создание нормативно-правовой базы;
• организационно-институциональная поддержка инновационной деятельности.
Налоговая политика:
а) Косвенное регулирование. Различные системы налогового стимулирования, направленные на обеспечение благоприятного инвестиционного климата, стимулирования притока инвестиций (разнообразные схемы налоговых стимулов и льгот, налогового кредита на прирост НИОКР).
б) Прямое регулирование. Бюджетное финансирование не только прикладной и фундаментальной науки, но и инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Правовые механизмы регулирования инновационной деятельности.
Патентная защита интеллектуальной собственности.
Государственные заказы.
Гранты научным коллективам, ученым, аспирантам, студентам за научно-технические разработки.
Образование, подготовка кадров.
Единый банк данных технологий и инновационных проектов.
Создание инновационной инфраструктуры.
Административная поддержка.
Повышение престижности инновационной деятельности.
Но одной государственной поддержкой не обойтись, необходимо реализовать направления коммерческого регулирования.
Направления регулирования бизнес-сообщества малого бизнеса:
• привлечение венчурного капитала, внебюджетного финансирования;
• взаимодействие малых наукоемких и крупных промышленных предприятий;
• предпринимательская активность институтов, научных коллективов, ученых, студентов;
• использование рекламных, информационных и консалтинговых услуг;
• защита авторских прав и патентов;
• создание банка технологий и инновационных проектов и его постоянное обновление;
• создание инфраструктуры сопровождения инновационной продукции;
• достойная оплата труда ученых и специалистов;
• обучение и переподготовка специалистов в области инновационной деятельности, коммерциализации достижений науки и техники, обладающих опытом реализации инновационных проектов;
• создание инновационной инфраструктуры;
• создание сервисных центров и сервисной поддержки;
• выход на международный уровень и рынок.
Не за горами время вступления России в ВТО, что приведет к падению конкурентоспособности отечественной экономики. Произойдет это за по целому ряду объективных причин: недостаточные субвенции в дотационные направления хозяйствующих субъектов, изношенное оборудование и оснастка, устаревшие технологии, отсутствие квалифицированных кадров, предельно малый приток инноваций, крайне малый объем освоения и внедрения инноваций, не существует механизма от фундаментально-поисковых исследований до освоения и производства продукции до потребителя.
Для решения вопросов становления малого инновационного бизнеса на рыночные, конкурентоспособные рельсы необходимо выстраивать промышленную политику государства в рамках равноправных экономических и правовых условий для всех хозяйствующих субъектов рынка. Инновационный малый бизнес требует принципиально новых решений проведения инновационной политики. Необходимы взаимодействие государственных структур и бизнес-сообщества, всесторонняя поддержка и помощь научно-технической и инновационной деятельности.
Что сегодня мешает развитию инновационного малого бизнеса:
• Административные барьеры.
• Отсутствие альтернативных и дополнительных источников финансирования.
• Слабая государственная поддержка.
• Недостаточная правовая база, регламентирующая деятельность малого бизнеса.
• Нет системы финансовых учреждений, обслуживающих малый бизнес.
• Недостаточная информационная и консалтинговая инфраструктура.
• Слабая информационная база предпринимателей.
• Отсутствие кадровой политики.