Олигарх из города суровых мужчин

“Есть у нас такая уважаемая компания “Мечел”

Кстати, ее основного владельца, Игоря Владимировича Зюзина, мы пригласили на это совещание, но он вдруг заболел”, — констатировал на недавнем совещании по черной металлургии Владимир Путин.

За то, что “в первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в 2 раза ниже внутренних”, ВВП обещал отправить к Зюзину “докторов”, чтобы “зачистить” эти проблемы (говорят, что о своей болезни Зюзин сообщил еще вечером в среду, а в то время, когда шло совещание, уже лежал в Сеченовской больнице в Москве с подозрением на предынфарктное состояние).

После заявления Владимира Путина акции “Мечел” грохнулись сразу на 13%. К ночи акции компании лишились трети своей цены…

Так, человек, по оценкам сослуживцев, живущий по принципу “деньги любят тишину”, прогремел четверговым вечером на весь мир.

Люди, знакомые с его биографией, вспоминают его нереальную трудоспособность (как известно, челябинские мужики настолько суровые — а “Мечел” “родом” именно из Челябинска, — что подпоясываются ломом). А также многочисленные травмы, полученные на производстве (в 1987-м Зюзина буквально замотало в транспортную ленту в результате ее разрыва, в шахтерской больнице правую руку собирали по костям). Утверждают, что тогда супруга попросила его больше не спускаться в забой. Но это не помешало ему вкалывать и дальше. Правда, уже на поверхности.

С экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, по мнению экспертов, его мало что объединяет. “Бизнес косо посматривал на Ходорковского из-за его успешных активов, политики из личной неприязни. Слишком шумный был”, — говорит один из ведущих экономистов. По его мнению, Зюзин, напротив, слишком “тихий”. А “неизвестность” всегда пугает. “Из уст властей обвинения в адрес какого угодно бизнесмена могут быть любыми. А если человек закрыт, то ему не доверяют.

“Представить, что “Мечел” вот так поступал, трудно. Хотя бы потому, что государственный контроль над крупным бизнесом близок к абсолютному. Это сродни самоубийству”, — сказал биржевой аналитик, пытающийся прокомментировать “МК”, что теперь будет с акциями.

“Скорее всего ситуация выльется в дополнительную сумму “неуплаченных” налогов. А после того как “Мечел” рассчитается с бюджетом, об этой истории благополучно забудут. Сейчас России не нужен второй Ходорковский. А акции “Мечела” — в активах многих западных портфельных инвесторов.

Кстати, вчера российский фондовый рынок в середине дня зафиксировал 5-процентное падение своей капитализации. “Думаю, теперь стоит ждать смягчающих высказываний от российских властей. Ситуацию-то исправлять надо”, — предположил один из собеседников “МК”.

Не так остро, но общественность волнует и другой факт. Вчера вечером премьер Путин собирался посетить финал Кубка “Мечела” по баскетболу в Москве (играют сборная России и сборная Латвии). Посмотрим, придет ли теперь.

ИЗ ДОСЬЕ “МК”

Игорь Владимирович Зюзин родился 29 мая 1960 года в Кимовске Тульской области. Первое высшее образование получил в 1982 году в Тульском политехническом институте (там же закончил аспирантуру). Второе — в 1992 году — Кузбасский политехнический институт (заочно). С 1987 года работал на кемеровской шахте “Распадская”, прошел путь от горного мастера до замдиректора. В 1994 году стал замгендиректора обогатительной фабрики “Кузбасская”. В 2002—2003 годах господин Зюзин и другие акционеры “Южного Кузбасса” купили блокпакет челябинского сталелитейного комбината “Мечел”. На основе этих двух компаний и ряда других активов был создан холдинг “Стальная группа “Мечел”. С марта 2003 года Игорь Зюзин — председатель совета директоров холдинга, а с декабря 2006 года — гендиректор. В 2006 году выкупил долю в “Мечеле” у своего партнера Владимира Иориха. В настоящее время Игорь Зюзин владеет 69,87% акций компании.

Женат. Имеет двоих детей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру