Остров одиночества

Пенсионерка коротает свой век в полном одиночестве

Каждый из нас, как показывает жизнь, хотя бы раз задумывается над тем, какова будет его старость. Тихой и светлой в окружении близких людей, которые о тебе заботятся, или одинокой и страшной, потому что новый день приносит еще большую беспомощность и неизвестность. И если одинокой, то, наверное, всякий раз жутко будет от понимания того, что те, для которых ты раньше жил, к тебе не придут, потому что заняты делами, далеко живут или по какой-то причине забыли.

Ее тоже забыли. Бабушку, Анну Михайловну Агапову, которой недавно исполнилось 84 года. Она живет совершенно одна на острове, удаленном от цивилизации, в одном из уголков Ступинского района. Здесь когда-то была небольшая деревенька в несколько десятков дворов, а теперь вот остался один. Остальные — вымерли. Добраться сюда можно только на лодке через озеро или пешком, в обход. Правда, проторенной дороги до ближайшего населенного пункта Васькино просто нет, потому что ходить по ней, кроме Анны Михайловны, больше некому.

Мы плывем к ней на лодке вместе с местным жителем Валерием, у которого доброе сердце, и поэтому он по возможности выкраивает время, несмотря на занятость в семье и на работе, чтобы навестить бабушку и привезти ей хлеба и гостинцев. Его дом находится в 15 километрах от ее полуразвалившегося жилища. “Последний раз я был у нее несколько месяцев назад, потому что в отпуск с семьей ездил”, — рассказывает Валерий, медленно причаливая к берегу.

Мы выходим из лодки и поднимаемся по тропинке к старенькому срубу, почерневшему от времени. Обветшалый забор, раскачивающийся от ветра, украшают ухоженные кустики лесных цветов, заботливо высаженных рядом. “Дома есть кто? — Валерий долго стучится во входную дверь. — Может, померла уже?” Наконец-то за дверью послышались шаги, она распахнулась.

Нашему приезду Анна Михайловна не удивилась, спокойно пригляделась, улыбнулась. “Я ведь к тебе корреспондента из Москвы привез, — показывает на меня Валерий. — Расскажи, как ты живешь”. Бабушка вздохнула и заговорила.

Пошел уже четвертый месяц, как пожилая женщина не получала пенсию. Ее просто никто не приносит, а сама дойти пенсионерка не в состоянии. “Нет, если бы дорога была, я пошла бы. Встала бы пораньше и к вечеру обязательно бы дошла, — говорит Анна Михайловна. — А сама через заросли я не продерусь”. Вот так и ждет она, что, может быть, дочь, которая в городе живет, когда-то заедет или кто из знакомых, чтобы помочь ей добраться до собеса.

От дома бабушки до ближайшего магазина и поликлиники 13 километров. Естественно, что ей туда, случись что, не дойти. “Я, наверное, головой умру, что-то последнее время она у меня болеть стала, — вздыхает Анна Михайловна. — А так, кроме одиночества, больше ничего вроде не беспокоит”.

Домишко у Анны Михайловны совсем ветхий, рассохся почти весь. Ее усилия замазать щели глиной, чтобы в холода не сквозило, обычно оказывались малоэффективными, да и печка потихоньку разваливаться начала, трубу латать надо. “Чем зимой топить-то будешь? — интересуется у бабушки Валерий. — Замерзнешь ведь”. “А я в лесу палочки собираю, — отвечает Анна Михайловна. — Может, продержусь. Дом, конечно, совсем негодный, но доживать-то надо”. В этом месте бабушка родилась, всю жизнь проработала в местном колхозе счетоводом. Мужа ее давно уже нет в живых. Раньше они вмести держали маленькое хозяйство, огород, а теперь у Анны Михайловны еле хватает сил, чтобы ухаживать за несколькими десятками кустиков с картошкой.

У нее нет ни злости, ни обиды на людей, она все понимает и каждый раз мужественно встречает новый день, надевая белый платочек.

Таких, как Анна Михайловна, в Ступинском районе наберется не один десяток. Правомерно было бы ожидать от службы соцзащиты, районной администрации выполнять хотя бы свою основную обязанность по созданию нормальных условий жизни для пожилых людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру