Недвижимость будет падать

У финансового кризиса окажется хоть один положительный результат

Россия, как тот прапорщик, у которого вся рота идет не в ногу, а только он шагает правильно. По результатам торгов вторника индекс Доу-Джонса в США немного оправился от предыдущего падения, поднявшись на 1,3%.

Вслед за ним утром среды стали расти индексы на азиатских биржах. В плюсе открылась вся Европа. И только на российских площадках оптимизм на открытии не продержался и 6 минут (на РТС положительная динамика сменилась отрицательной через 5 минут 15 секунд после начала торгов). В нашей стране финансовый кризис вчера не просто продолжился, а еще и усилился. Единственным положительным результатом продолжающейся вакханалии может стать снижение цен на недвижимость. Впрочем, денег будет еще меньше, так что доступнее жилье не станет.

ММВБ вчера “шлепнулся” сразу более чем на 10%, после чего обе площадки получили предписание Федеральной службы по финансовым рынкам РФ о приостановлении торгов до особого распоряжения. Позже ФСФР разрешила РТС возобновить торги с 13 часов, но это разрешение коснулось только фьючерсов на валюту, товары и процентные ставки.

Что же касается акций и облигаций, то все ценные бумаги российских компаний в родном отечестве оказались, образно говоря, вне закона. ФСФР объявила, что до 17 часов ждет от бирж предложений по стабилизационным мерам и что до этого времени как минимум торги не возобновятся.

Между тем, пока в России на акции навесили своеобразное эмбарго, в Лондоне котировки ADR (депозитарные расписки на акции российских компаний) прибавили в стоимости от 5% до 10%. Так, по сообщениям агентства Интерфакс, пересчитавшего курс акций в российские рубли, ADR “Норильского никеля” на LSE (Лондон) по официальному курсу составили 3295 рубля (их стоимость на ФБ ММВБ на момент приостановки торгов — 3052,1 рубля), “Газпрома” — 175,9 рубля (167 рублей), “ЛУКОЙЛа” — 1461,5 рубля (1412 рублей), “Полюс Золото” — 380 рублей (357 рублей), “Роснефти” — 145,3 рубля (128,5 рубля), “Сургутнефтегаза” — 11,86 рубля (10,39). И иностранцев можно понять. Фундаментальных причин для демонстрируемого падения российского рынка, по их мнению, нет. Нефть качается, газ поступает. Так почему бы не прикупить подешевевшие активы, чтобы извлечь из этого прибыль.

А “крейзи рашен” пусть пока посумасбродствуют. Впрочем, искать причины разорвавшейся вчера бомбы только лишь в биржевой игре на понижение было бы несправедливо. Ключевой для фондового рынка стала проблема ликвидности, или, совсем уж проще говоря, наличия свободных денежных средств или активов, которые можно продать в любой момент.

Кризис ликвидности вызвал к жизни очередной “кризис доверия”, усугубившийся тем, что некоторые компании не выполнили своих финансовых обязательств и не рассчитались со своими кредиторами. Ставки на межбанковском рынке кредитования практически сразу выросли до 15—17%. Ну а большая часть банков вообще свернула программы предоставления финансовой помощи коллегам и партнерам. Эффект домино сработал в очередной раз. Ценные бумаги отечественных компаний предлагались к продаже, но покупать их на отечественном фондовом рынке было попросту некому. И потому-то котировки акций в поисках покупателей и начали свое стремительное пике.

Увы, но правительство и ЦБ в очередной раз отреагировали на ситуацию в стиле МЧС, не предотвращая негативные сценарии развития, а ликвидируя последствия финансовой катастрофы. Вчера Минфин выступил с заявлением о том, что для повышения ликвидности финансового сектора экономики объем размещения бюджетных средств на банковских депозитах увеличивается до 1 трлн. 514,2 млрд. рублей. А глава Минфина, вице-премьер Правительства РФ Алексей Кудрин, выразил уверенность, что основной этап падения на фондовом рынке завершился, хотя могут быть еще “незначительные” проседания на фоне колебаний мировых рынков. Между тем член Национального банковского совета, депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков вчера заявил, что Правительство РФ и ЦБ должны более активно действовать, чтобы снять напряженность на финансовых рынках РФ.

Ради финансовой стабильности можно пожертвовать и борьбой с инфляцией, которая, по данным на 15 сентября, составила 10%. Тем более что эксперты давно говорили о грядущем дефиците ликвидности, и финансовые власти могли заранее подготовиться к этой ситуации. Первый вице-премьер Игорь Шувалов попытался успокоить деловой мир, объяснив, что правительство и ЦБ знают что делать, и пообещал, что в течение дня власти сделают ряд заявлений, которые стабилизируют ситуацию. Об эффективности этих заявлений можно будет судить уже сегодня. Поскольку скорее всего торги на российских биржах если и возобновятся, то на очень короткое время.

Что же касается последствий нынешнего “финансового цунами” для обычных россиян, то можно смело говорить о том, что если подобное буйство продолжится еще хотя бы пару недель, то, безусловно, подорожают все кредиты для “физиков”. И в первую очередь — ипотечные. Так что, хотя недвижимость может и упасть в цене, и довольно значительно (на 20—35%), из-за того, что денег станет меньше и они “будут дороже”, рассчитывать на повышение доступности жилья вряд ли стоит.

Александр ГРИШИН.

Чего ждать России дальше?

Клаус РОЛАНД, директор и постоянный представитель Всемирного банка в России:

— Безусловно, мировой финансовый кризис не мог обойти Россию стороной. Российский фондовый рынок тесно связан с изменениями цен на нефть. Достаточно сопоставить графики падения цен и фондовых индексов, и это станет понятно. Но Россия неплохо к этому кризису подготовилась. Я считаю, что политика Минфина и Центробанка вполне адекватна. Экономика носит глобальный характер, и это требует четкой координации между всеми игроками (внутри страны. — “МК”). Мне кажется, такая координация есть. Что касается последствий сегодняшнего кризиса для российской экономики, то не стоит забывать, что связь российского фондового рынка с реальной экономикой довольно слабая. Думаю, что все события можно будет оценивать только по прошествии некоторого времени, но я с оптимизмом смотрю в будущее и думаю, что этот кризис закончится в ближайшие месяцы.

Как повлияет кризис на фондовом рынке и кризис ликвидности в банковской сфере на столичную недвижимость?

Эксперт “МК” — Олег РЕПЧЕНКО, руководитель аналитического центра “Индикаторы рынка недвижимости”:

— Напрямую никак. Рынок недвижимости более инертный, чем фондовый. К тому же в отличие от фондового, где в основном присутствуют инвесторы-игроки, основная масса покупателей на рынке столичной недвижимости — это люди, которые покупают жилье для себя.

Другое дело — общая финансовая ситуация. В ближайшие месяцы она спровоцирует коррекцию цен на московскую недвижимость. Но не столь резкую, как на фондовом рынке. По нашим оценкам, цены могут снизиться почти на 20% — до 5 тысяч долларов за кв. метр (в среднем).

Екатерина ПАХОМОВА, Нина КУЗЬМИНА.

p-3.jpg

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру