Джонатан Коу: “В Англии все писатели — маленькие Диккенсы”

Известный английский романист сравнивает себя с мойщиком окон

В Москву приехал английский писатель Джонатан Коу. Его сатирический роман о тэтчеризме “Какое надувательство!” обожают в Британии, а у нас любят реалистические романы Коу — длинные и очень английские, тягучие, как карамель, и размеренные, как стук Биг Бена. Финальная эротическая сцена в книге “Клуб ракалий” явно должна войти в историю английской литературы. Это эпопея о жизни молодежи в 70-е, которую продолжает новая книга “Круг замкнулся” — герои уже дожили до наших дней. Сам мистер Коу скромен, немногословен и по-английски сдержан.

— В России Англию любят, спасибо Шерлоку Холмсу. Взаимно ли это чувство?

— Британцы мало знают о России, почти сюда не ездят, и для них это мифическое место. Мы знаем о революции и о событиях 90-х годов, но до сих пор это закрытая книга для британцев.

— Как считаете, в чем роль писателя?

— Писатель не должен никого учить. Политические и общественные взгляды писателя не имеют важности. Мнение писателя не более интересно, чем мнение мойщика окон. Он может высказываться только о своем писательстве.

— “Мир нуждается в больших романах”, — говорили вы…

— Медиа — это наполовину ложь, наполовину правда. Роман — это ложь по определению, выдумка. Но если копнуть глубже в ткань романа, то можно найти глубинную правду. Роман нужен для постижения жизни вокруг через выдумку, чтобы помочь понять людям окружающий мир.

— Ваш сатирический роман о временах правления Тэтчер в Англии очень популярен, но если у нас напишут сатиру о ельцинском периоде, никто и не заметит. Англичане более политизированы?

— Нет. Просто в Британии это давняя традиция — посмеяться над начальством. Когда-то я думал, что сатира может изменить мир, а теперь мне кажется, что она, наоборот, помогает поддерживать его в том же состоянии. Она дает смеховой выход эмоциям, и люди на этом и успокаиваются.

— А какие ассоциации у вас вызовет определение “очень английский роман”?

— В Англии классическая романная традиция никуда не делась, ее на время прервал модернизм, но он не нашел отклика. И все писатели держатся этой традиции — не роман-идея, а роман-повествование, человеческая комедия, социальная комедия. Они не нация мыслителей, а нация рассказчиков. Все писатели у нас — такие маленькие Диккенсы, его правнуки. Хотя писатели женского пола считают, что Диккенс не понимал женщин и что надо все поменять.

— Два слова о дилогии “Клуб ракалий” и “Круг замкнулся” для тех, кто не читал. О чем?

— Это книги о том, как люди меняются со временем. Через собственное развитие, через отношения с любимыми и друзьями и через политические события.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру