Куда курица несется от кризиса?

“МК” решил выяснить, сможет ли подмосковный производитель накормить Москву и область

Эксперты утверждают: кризис внесет значительные изменения в структуру потребления мяса. Если еще недавно статистики с радостью констатировали, что народ переходит на более дорогие охлажденные говядину и свинину, то в этом году доходы большинства населения не позволяют особо привередничать. Говядина уходит на второй план, главой мясного меню россиян становится курица. Причем, как отмечают эксперты, увеличивается спрос именно на отечественную курятину: импорт-то дорожает.

Подмосковные жители не стали здесь исключением. Тем более что область всегда поставляла и курятину, и яйца не только к столам подмосковных обитателей, но и снабжала ими столицу. Сейчас в подмосковных хозяйствах насчитывается в общей сложности 12,1 млн. голов птицы. И, казалось бы, птицефабрики должны быть всем довольны: спрос на их продукцию растет, прибыль капает, можно жить и не тужить. Увы, нарисованную нашим воображением радужную картину подпортили картинки с мест, нарисованные руководителями крупнейших подмосковных предприятий птицепрома.

Отложенная мечта

Пожалуй, единственная отрасль сельского хозяйства, которая смогла полностью обеспечить запросы отечественных едоков, — это производство куриных яиц. В 2008 году только в Московской области их выдано на-гора 541,8 млн. штук. Аналитики продовольственного рынка утверждают: в условиях кризиса, когда доходы сокращаются, население будет переходить на более дешевый, чем мясо, источник белка, то бишь на яйца. Кстати, так уже было в 1998—1999 годах, когда потребление яиц резко возросло.
Скажете, весьма неплохие перспективы? Увы, по словам руководителя одной из птицефабрик “яичной” специализации, на куриных яйцах больших денег не сделаешь. Они себя не окупают. Крупнейшее предприятие подобного профиля в Подмосковье, в цехах которого несутся 450 тысяч кур, получает основную прибыль за счет других видов коммерческой деятельности.
— Мы хотели наконец-то кардинально обновить производство. Фабрика-то существует с 1940-х годов, так что пора уже многое менять. Наметили купить новое оборудование, построить современные птичники. Но из-за кризиса пришлось все отложить на неопределенное время. Ведь мы живем только за счет коммерческой самоокупаемости, инвесторов у нас нет.
Кстати, это чуть ли не единственное сельхозпредприятие, которое не жалуется на торговлю: свою продукцию фабрика реализует напрямую предприятиям в родном районе или в мелкой рознице. От партнерства с крупными торговыми сетями здесь отказались — больно накладно с ними сотрудничать.
Производство яиц хоть и убыточно, но отказываться от него не собираются.
— Фабрика — это прежде всего люди. Район небольшой, таких крупных предприятий, как наша фабрика, в нем совсем немного. А в поселке это вообще “градообразующее” предприятие. Поэтому мы изо всех сил будем пытаться сохранить производство и рабочие места, обойтись без сокращений.

Прощай, племя?

О том, что российская селекция находится в тяжелом положении, аграрники, не уставая, трубят уже второе десятилетие подряд. Особенно плохо дела идут в селекции домашних птиц. Если еще двадцать лет назад кур зарубежной селекции на птицефабриках было примерно 20%, то сейчас в России импортного племенного поголовья 78%, а российского — всего 22%. Сокращается и число фабрик, выпускающих куриные яйца, которые можно использовать в племенной работе.
Племптицезавод “Птичное” Россельхозакадемии — одно из немногих сельхозпредприятий, которое вкладывает деньги в то, что даст отдачу только через несколько лет. Племенной молодняк, выращенный на этом заводе, несется по всей стране. О том, как идут дела у этого предприятия, мы расспросили директора Юрия Косинцева.
— Во всем мире племенное дело дотируется из бюджета, — говорит он. — Мы находимся в федеральной собственности, поэтому получаем дотации из федерального бюджета, только очень нерегулярно. Например, бюджет не рассчитался с нашим предприятием еще за последние шесть месяцев 2008 года. Сейчас кризис, и вообще неизвестно, что с будет с государственной поддержкой.
Птицеводство — довольно затратное дело. 18% всех затрат — это расходы на электроэнергию. А нам надо еще закупать племенной материал. Только на содержание селекционного стада и селекционную работу мы расходуем 40 млн. рублей в год. А государственной поддержки получаем раз в 10 меньше, чем требуется, чтобы все затраты компенсировать. Цены на наш молодняк, конечно, растут, но тарифы хотя бы на ту же электроэнергию увеличиваются еще быстрее.
Не так давно завод получил новое оборудование. Чтобы его установить, нужно построить новые современные помещения. А где взять деньги? “Длинные” кредиты банки не дают, а если дают, то под такой процент, что сам откажешься брать.
Положение осложняется еще и тем, что предприятиям, находящимся в федеральной собственности, запрещено отдавать в залог недвижимость. Поручиться за предприятие перед банком тоже охотников нет. Вот завод, чтобы компенсировать затраты, и экономит на всем чем только можно. Планы по развитию по большей части так планами и остаются.

Курица как птица

В прошлом году птицеводческие предприятия Подмосковья произвели 168 тыс. тонн мяса птицы (109,5% по сравнению с 2007 годом). Бройлерное птицеводство развивалось до последнего времени такими темпами, что российский Минсельхозпрод даже подумывал о введении квот на производство кур внутри России. Не случись кризиса, года через два так бы и случилось. Теперь разговоры о квотах умолкли, а производители бройлеров озадаченно чешут затылки. В том, что спрос на их продукцию будет расти, никто не сомневается, но удастся ли его полностью удовлетворить и покроет ли закупочная цена все затраты — еще вопрос. И дело не только в возросшей конкуренции среди птицефабрик.
Выращивание кур и цыплят требует огромных затрат электроэнергии, которая в начале года резко подорожала. К этому прибавилась и высокая стоимость комбикормов.
Скажем, одно из крупных предприятий по выращиванию и переработке бройлеров в Наро-Фоминском районе с момента своего основания все делает по науке. В непосредственной близости от производственных линий были построены птичники, завезен собственный кросс (порода) птицы с мощной грудкой и лапами. В зависимости от назначения птицы, ее возраста и пола используется несколько разных рационов кормления. А чтобы цыплята нормально развивались, завод покупает соевый шрот с высоким содержанием протеина. Затраты довольно высоки, субсидии ситуацию не спасают.
Что до конкуренции, то основными своими соперниками руководители не только этой, но и других крупных птицефабрик считают разделочные цеха супермаркетов. Крупные торговые сети закупают курятину в виде целых тушек, разделывают их в своих цехах, а потом продают с огромной наценкой. Поэтому сейчас на первое место выходит развитие собственной переработки, то бишь разделочного производства. Птицефабрикам волей-неволей придется раскошеливаться на новые цеха, оборудование и более питательные корма. Все это нужно ввозить из-за рубежа. Смогут ли они в таких условиях наращивать производство? Судя по ответам руководителей предприятий, даже такой прибыльной отрасли сельского хозяйства, как выращивание бройлеров, в условиях кризиса понадобится помощь государства.
Потребителям подобные “кризисные” заморочки аукнутся, конечно же, очередным повышением цен. Так что, как ни крути, мы уже проиграли. Выиграют ли производители — большой вопрос.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру