Кто защитит защитников и нападающих?

“МК” проанализировал ситуацию в футбольном профсоюзном движении

В Лимасоле прошел международный конгресс европейского отделения Всемирной ассоциации профсоюзов футболистов (ФИФПро). Среди 24 стран-участниц была и Россия. Нас на Кипре представляли председатель и исполнительный директор МОО “Профсоюз футболистов и тренеров”, известный в недавнем прошлом игрок “Торпедо”, Владимир Леонченко и генсек Николай Грамматиков. Хороший повод обратиться к профсоюзной теме в российском футболе, чем “МК” и воспользовался.

Футбольных профсоюзов у нас на самом деле два. Первый был организован еще в 1994 году: им руководили экс-защитник сборной СССР Вагиз Хидиятуллин и агент Александр Еленский. Сейчас от этой организации осталось только название — Профсоюз футболистов и тренеров — и один из ее лидеров — Хидиятуллин. Cледы другого вожака, бывшего технического директора “Спартака” Еленского, где-то затерялись.

В 2005 году появился профсоюз №2. Детище другого футболиста (Леонченко) и другого юриста (Грамматиков) довольно быстро получило признание ФИФА и ФИФПро (и это при живом, по крайней мере на бумаге, конкуренте!), а также поддержку популярных игроков. Например, в совет Межрегиональной общественной организации ПСФТ вошли Андрей Аршавин, Сергей Семак и Вадим Евсеев, а всего на данный момент, по словам Леонченко, членами профсоюза являются около 500 футболистов, выступающих в российской премьер-лиге, первом и втором дивизионах.

Главные требования борцов за права профессионалов кожаного мяча звучат революционно. Независимый арбитраж, денежная компенсация спортшколам (ДЮСШ) при подписании их воспитанниками профессиональных контрактов, представительство игроков в национальной федерации (РФС), минимальная зарплата в размере 20 тысяч рублей для выпускников ДЮСШ, обязательная страховка за счет клубов и неограниченный статус свободного агента по завершении контракта для игроков моложе 23 лет.

Тем не менее за четыре с лишним года существования профсоюз так и не стал реальной силой. Почему? На этот счет существуют разные мнения. Судите сами.

Вадим Евсеев, защитник “Сатурна”: “Президент РФС Виталий Мутко признает наш профсоюз только на словах, а на деле ни один вопрос не решается. Лично мне помощь не нужна, я сам себя в состоянии защитить, а вот для малоизвестных игроков первого и второго дивизионов профсоюз необходим. Жаль, что футбольные власти этого или не понимают, или не хотят понять”.

Сергей Базанов, агент РФС: “Первое. Любая общественная организация должна быть максимально открытой и прозрачной, а с ее учредительными документами, как правило, можно легко ознакомиться на официальном сайте.

Между тем Устав профсоюза и другие учредительные документы — тайна за семью печатями. Когда я попросил его показать, мне сначала долго обещали, а потом сказали: “Агентам не показываем”. Второе. Лозунги профсоюза сильно смахивают на демагогию. Как можно требовать от общественной организации (в данном случае — РФС), чтобы она диктовала коммерческим структурам (клубам), сколько они должны платить своим наемным работникам (футболистам)?

Или взять требование насчет свободного перехода игроков до 23 лет. Выглядит это привлекательно и на первый взгляд правильно: к этому, наверное, и надо стремиться, но существуют и реалии. Предположим, так и будет, но тогда многие клубы низших дивизионов лишатся существенной возможности пополнять бюджет! Ведь для них трансферы молодых звездочек — порой значимый источник дохода. В конечном счете люди в ФИФА и УЕФА, разрабатывавшие и согласовывавшие с Еврокомиссией нынешний международный Регламент по статусу и трансферам футболистов (он является основой для Регламента РФС), не безграмотны, учитывали различные факторы и просчитывали развитие событий. Еще мне непонятно, почему, будучи профсоюзной организацией, ведомство Грамматикова и Леонченко готово заниматься чем угодно, но не прямыми обязанностями. Например, в нашем законодательстве до сих пор нет четкого понятия “профессиональный футболист”. Так ведь это ваш вопрос, господа из профсоюза! Вот чем надо заниматься, а не собирать подписи игроков сборной России на своем флаге и не устраивать из этого пиар-акцию… В принципе меня не удивляет тот факт, что с Грамматиковым (к Леонченко отношусь с большим уважением, но, похоже, он не определяет политику) никто не хочет садиться за стол переговоров. Кто и как будет обсуждать серьезные вопросы с человеком, если он вызывает антипатию?! Кроме того, есть вещи, которые вызывают многочисленные вопросы.

Пожалуйста — факт: как только он сдал агентскую лицензию, ее тут же оформил его личный водитель!”

Виталий Мутко, президент РФС: “Мы будем учитывать интересы футболистов и работать с профсоюзом. Но не с этим, которым управляют агенты, заинтересованные в том, чтобы футболисты меняли клубы как можно чаще. В прошлом году они сняли с игроков при переходах почти 200 миллионов рублей. Мы создадим свой профсоюз и уведомим об этом ФИФА”.

Владимир Леонченко, председатель МОО ПСФТ: “Первая наша рабочая встреча с руководством РФС состоялась полтора года назад. От профсоюза в ней участвовали Евсеев, Семак, Грамматиков и ваш покорный слуга. Тогда мы встретили поддержку со стороны Виталия Леонтьевича Мутко, но, к сожалению, процесс во многом тормозит несоответствие состава палаты по разрешению споров РФС регламенту ФИФА. Согласно его требованиям, у палаты должен быть независимый председатель и равное представительство клубов и игроков. У нас же футболистов там нет вообще (зато есть Хидиятуллин. — “МК”), а возглавляет орган Николай Толстых, он же президент Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) и глава комитета по статусу игроков, куда обычно подается апелляция на решения палаты. Разве это нормальная ситуация?

Конечно, властям удобнее иметь ручной профсоюз, а не такой, как наш. Это тоже создает определенные сложности в работе, но мы со своего пути не свернем. Хочу заметить, профсоюз помогает игрокам не только на территории России, но и за ее пределами. Только за последние полгода к нам обратились около 40 игроков из России и ближнего зарубежья. В каждом клубе премьер-лиги есть наши лидеры. Скажем, в “Динамо” это Владимир Габулов, в “Спартаке” — Ренат Сабитов и Денис Бояринцев, а до отъезда в “Тоттенхэм” был Роман Павлюченко, в “Зените” — Игорь Семшов, в “Рубине” — Сергей Семак. А отношения с федерацией, я уверен, рано или поздно будут выстроены”.

Источник “МК” в ПФЛ: “Так называемый профсоюз — это завуалированная агентская контора. Кстати, первоначально она именовалась профсоюзом футболистов, тренеров и агентов. Потом последнее слово исчезло, но суть осталась прежней. Думаете, почему они хотят прорваться в Палату по разрешению споров? Для них это отличная кормушка! Лишняя возможность заработать на проблемах футболистов. В отношении состава палаты и впрямь существуют рекомендации ФИФА, но именно рекомендации, а не жесткие установки. Международным футбольным властям важно, чтобы все спорные вопросы по возможности решались внутри страны. Если механизм работает нормально, а в нашем случае так оно и есть, то чиновникам из ФИФА все равно, сколько там человек задействовано и чьи интересы они представляют. И потом поймите такую вещь: футбольные профсоюзы есть всего в 25 процентах стран, входящих в ФИФА. А по-настоящему сильные профсоюзы и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки: это Англия, Франция, Германия, Испания… В России никто не против такой организации, вопрос лишь в ее самоорганизации и управлении. В нынешнем виде профсоюз не выдерживает никакой критики”.

Михаил Гершкович, председатель правления Объединения отечественных тренеров по футболу: “Мое отношение к профсоюзу можно назвать нейтральным. Между нами нет тесных контактов, как нет и конфликтов. Единственное, что мне непонятно: как можно одновременно работать с игроками и тренерами? Это же совершенно разные величины… Наше объединение не является профсоюзом, хотя всевозможную помощь российским тренерам мы, безусловно, оказываем. Но есть и другое направление: реализация программ по развитию футбола в стране. В рамках договора с РФС, который подразумевает частичное финансирование из бюджета федерации, издаем научно-методическую литературу для детских тренеров, тематический журнал и другие материалы. В ближайших планах — выпуск диссертации Леонида Слуцкого. Кстати, наставник “Крыльев Советов” входит в бюро объединения наряду с Курбаном Бердыевым, Валерием Газзаевым, Гаджи Гаджиевым, Юрием Семиным, Борисом Игнатьевым и вашим покорным слугой. Еще одного коллегу и замечательного человека мы, увы, недавно потеряли. Речь об ушедшем из жизни Владимире Федотове.

Организация существует в основном за счет членских взносов. Шкала такая: главные тренеры клубов премьер-лиги платят 10 тысяч рублей в месяц, специалисты первого дивизиона — 5 тысяч, второго дивизиона — 2 тысячи. У тех, кто работает помощниками, взносы составляют не больше 5 и не меньше 2 тысяч. С момента начала деятельности (февраль 2006-го) членами объединения стал уже 71 человек.

И еще один немаловажный момент. Как представитель Альянса европейских ассоциаций футбольных тренеров наш центр имеет право выдавать лицензии категории Pro”.

…У каждой стороны, как водится, своя правда, и где в этой палитре черное, а где белое — стороннему человеку понять сложно. Зато ясно другое: при отсутствии нормального диалога между правозащитниками и властью всегда страдает третья сторона — в нашем случае это футболисты. Причем, как правильно заметил Евсеев, звезды могут сами за себя постоять. А вот как быть тем, кто не на верхушке айсберга?

Цифра дня

С 1 января 2008 года членские взносы в профсоюзе футболистов и тренеров России составляют для игроков премьер-лиги — 25 тысяч рублей, первого дивизиона — 10 тысяч, второго — 5 тысяч.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру