Чемпионат расизма по футболу

Экстремизм фанатов на трибунах грозит поражениями российским клубам

Участившиеся за последнее время случаи проявления нетерпимости на стадионах в форме оскорбительных баннеров скоро заставят наши футбольные власти пойти на крайние меры. Крупные штрафы “Спартаку”, матч без зрителей для “Зенита” — это пока цветочки. Не за горами и по-настоящему суровые санкции, вплоть до технического поражения, которые могут перевернуть весь российский футбольный чемпионат.

Представьте такую ситуацию: перед последним туром чемпионата России по футболу “Спартак” и “Зенит” претендуют на золотые медали. И москвичам, и питерцам необходимо побеждать. В самый последний момент на трибунах “Лужников” появляется баннер экстремистского толка. Все последние китайские предупреждения уже были озвучены, с команды снимают “золотые” три очка за победу, а чемпионство ускользает. Скажете, фантастика? Вовсе нет. И последние события в Казани, оскорбительный баннер во время игры “Спартака” с гостями из Нальчика, а главное, прецедент, созданный после омерзительного транспаранта, вывешенного в прошлом сезоне болельщиками “Зенита” на стадионе “Динамо”, тому подтверждение. Чаша терпения переполнена. Рано или поздно рванет. Вопрос — когда?

Как это предотвратить? Вопрос в первую очередь надо адресовать правоохранительным органам, в чьей компетенции и находится борьба с экстремизмом, расизмом и прочими “измами”. Но что могут делать клубы? Только грамотно работать с болельщиками.

О том, как строятся взаимоотношения клуба с болельщиками, “МК” рассказали советник генерального директора ФК “Спартак” по работе с болельщиками Егор Петров и лидер объединения спартаковских болельщиков Fratria Иван Катанаев.

Е.П.: Моя работа заключается в налаживании контакта между руководством клуба и болельщиками. Стараюсь общаться со всеми: с кем-то знаком лично, с другими знакомимся в интернете, проводим встречи, на которых обсуждаем наши проблемы, говорим о баннерах, текстах речевок. Пытаюсь систематизировать вопросы, которые накапливаются у болельщиков к клубу, и донести их до руководства или же организовать встречу. Нельзя говорить о каком-либо контроле. Это слово к болельщикам неприменимо. Скорее речь идет о рекомендациях, к которым могут прислушаться.

— Как должна выглядеть идеальная схема взаимоотношений клуба с болельщиками и в чем заключаются основные проблемы?

Е.П.: Проблем много. Главная, конечно, в отсутствии собственного стадиона. На данный момент руководство клуба просто не вправе, например, отказать нарушителю общественного порядка в посещении “Лужников”. “Спартак” может не продать абонемент на сезон. И все. “Лужники” не являются собственностью клуба, так что диктовать свои условия мы просто не вправе. На своем же стадионе может функционировать собственная служба безопасности, несомненно, будет создана система стюардов.

И.К.: Так организована работа на “Локомотиве”. У них свои стюарды, помогающие болельщикам на трибунах, и служба безопасности. А милиции, по сравнению с матчами “Спартака”, раза в три меньше. На матчах “Челси” работают несколько сотен стюардов, а у нас в 80-тысячных “Лужниках” — 2—3 человека.

Е.П.: Вот увидите, не пройдет и трех лет, и милиция уйдет с арен. Это вопрос времени. И гарантирую, что с этими изменениями количество проблем на трибунах уменьшится в разы.

— Нельзя обойти стороной проблему баннеров скандального содержания. Кто должен нести ответственность за их появление на стадионе?

Е.П.: Как я понимаю, речь в первую очередь о инциденте в Казани. Заместитель директора казанского стадиона Сергей Новиков открытым текстом заявляет, что на два сектора было запущено сверх нормы примерно 2500 болельщиков. Было продано 3600 билетов, а на спартаковской трибуне присутствовало 6000 человек.

Получается, что 2400 человек прошли на сектор без билетов и какого-либо досмотра. Разве это не является нарушением? Часть нашей вины, несомненно, есть, но как можно устроить давку на секторе, запустить непонятно кого на сектор, а потом предъявлять нам претензии?

Если же смотреть на проблему более широко, то разбираться в таких инцидентах должна милиция. Вполне возможно, что этот баннер — провокация. Вот передо мной лежат фотографии той трибуны за несколько секунд до появления баннера. Мы знаем, что три человека в капюшонах его пронесли. Тем, кто держал этот транспарант несколько секунд, его передали. Они не организаторы. А еще рядом выше стоит группа непонятных людей, опознать которых не удалось, но на болельщиков, приехавших на выездную игру, они точно не похожи.

— Если это провокация, то кто в ней заинтересован?

Е.П.: Болельщикам, даже самым радикальным, это не нужно. Все понимают, что после подобного на матчах с участием “Спартака” будет больше милиции, ужесточится система досмотра. А заинтересованных в провокации очень много. Поверьте, болельщики — это не только 18-летние студенты. Есть и достаточно обеспеченные люди, способные заплатить деньги, чтобы на той или другой трибуне появился баннер любого экстремистского содержания. И уже идут такие разговоры, что если на спартаковской трибуне будут продолжать появляться провокаторы и удастся определить, в чьих интересах они действуют, то можно будет организовать ответный ход. Мы не поддерживаем такие методы, но разговоры действительно есть. Ведь не обязательно тащить на трибуну огромное полотнище. Как показал опыт с Нальчиком — достаточно нескольким людям пронести набор букв, из которых потом сложить нехорошее слово или предложение.

И.К.: Все это происходит от безнаказанности. Никого ни разу не покарали. За сломанные сиденья милиция отчитывается после каждого матча: задержано столько-то человек. А в ситуации, когда на трибуне появляется баннер экстремистского содержания, милиция не реагирует. Не успели на матче грамотно сработать — имеются фотографии. Работайте, находите и показательно наказывайте. Но это никому не нужно. Проще во всем обвинить болельщиков и оштрафовать клуб.

— Допустим, что на ближайшей домашней игре “Спартака” появляется очередной скандальный баннер. Какие будут последствия для команды?

Е.П.: Матч без зрителей. Принимающая сторона несет ответственность за происходящее на трибунах, если не будет доказано, что случившееся — вина приезжих болельщиков. У нас уже есть штраф, и следующий инцидент в “Лужниках” практически автоматом обернется игрой без зрителей.

— Но ведь если появляться такие баннеры будут не раз и не два, то вполне возможно создание прецедента, когда с команды снимут очки. Возможно, и в последнем туре. Возможно, это будут “золотые” очки.

Е.П.: Вот именно! И как с этим действенно бороться, мы не знаем. Есть определенные задумки и наработки, которые мы собираемся опробовать в ближайшее время. Но разве борьба с экстремизмом входит в сферу ответственности фанатов? Наше дело организовать качественную и достойную поддержку любимой команды. Мы не представляем какие-либо политические движения и не обладаем полномочиями органов правопорядка. Мы просто болеем за любимый клуб.

И.К.: Есть множество вопросов и к журналистам, которые раздувают эту тему и публикуют снимки баннеров экстремистского содержания. Разве это не пропаганда? Один казанский литератор, первым разместивший фото в газете, проявляет какой-то нездоровый интерес к “Спартаку”. Мы проследили за его творчеством, так вот он всего три заметки написал о футболе. И все три о “Спартаке”. И во всех его материалах о нашей команде текст повторяется целыми абзацами. Это можно назвать непрофессионализмом — или же он преследует какие-то определенные цели и действует в чьих-то интересах? Нагнетается истерия после провокаций, а ситуация со снятием очков с клуба, к сожалению, совсем не выглядит фантастикой. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы подобное не повторилось, но обезопасить “Лужники” от появления на трибунах очередных провокаторов мы при всем желании не в силах. Не мы одни должны работать над этим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру