8 километров протеста

Итоги президентских выборов стали “промежуточными”

К утру вторника жертвами стрельбы в ходе послевыборных столкновений в иранской столице стали семь человек. Иранское госрадио сообщило, что они “пытались напасть на военный объект”.

Стрельба произошла в то время, как сотни тысяч сторонников Мусави, несмотря на запрет, устроили акцию протеста против фальсификации итогов президентских выборов. Как сообщает Associated Press, вооруженные люди открыли огонь, когда демонстранты попытались ворваться в здание военизированного ополчения, связанного со “стражами исламской революции”.

Реакция Запада на кровопролитие в Тегеране крайне раздражает иранские власти. Очевидно, этим раздражением продиктовано распоряжение министерства культуры Исламской Республики Иран запретить со вторника иностранной прессе освещать незаконные манифестации.

Марш оппозиции, растянувшийся аж на восемь километров, ознаменовался первым публичным появлением Мусави после начала массовых протестов в Тегеране. Обратившись к собравшимся с крыши автомобиля, он заявил о готовности поучаствовать в новых выборах: “Голос народа важнее, чем Мусави или кто-либо другой”. Мусави призвал своих сторонников действовать мирными средствами: “Вы не разбиваете стекла. Вы разбиваете тиранию”.

Кто же этот человек, ради которого на улицы выходят десятки тысяч оппозиционеров? За плечами художника и архитектора, президента Иранской академии художеств 67-летнего Мусави немалый политический опыт. Он долго возглавлял иранское правительство в годы ирано-иракской войны — до тех пор, пока пост премьер-министра не был отменен. А еще раньше был главой иранского МИДа и главным редактором газеты “Исламская республика”. Это с одной стороны, а с другой — после прекращения премьерства в 1989 году Мусави фактически ушел в тень. То есть он не переключился, конечно, целиком на штудии в сфере исламской архитектуры, а был даже советником при президенте Хатами — но это была все-таки тень. На предыдущих президентских выборах Мусави не выставлял свою кандидатуру, хотя в реформистском лагере многие хотели бы видеть его президентом. И лишь в марте он наконец прервал затянувшееся на два десятилетия политическое молчание, заявив о своих президентских амбициях. Мусави обещает Ирану установить социальную справедливость и равенство, а также свободу самовыражения, искоренить коррупцию, ускорить процесс приватизации.

От участия в ближайших акциях оппозиции Мусави предпочел отказаться — в преддверии запланированных в одном месте, но в разное время массовых контракций его сторонников и тех, кто поддерживает президента Ахмадинежада (который тоже покинул Тегеран ради участия в екатеринбургском саммите ШОС).

А тем временем верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи приказал провести расследование обвинений в мошенничестве на выборах. А Совет Стражей, состоящий из 12 членов — священнослужителей и экспертов по исламскому праву, назвал итоги президентских выборов “промежуточными”. По информации масс-медиа, пересчет произведут в тех регионах, где у оппозиции возникли претензии. И наблюдатели усматривают в этом пошатнувшуюся поддержку Ахмадинежада со стороны властей духовных, играющих огромную роль в иранской политической жизни. Хотя вполне возможно, что это чисто тактический ход, рассчитанный на умиротворение страстей. И потом вопрос: а если пересчет покажет, что все сосчитали верно, или — хуже того, — что Мусави набрал меньше, чем объявлялось, а Ахмадинежад — больше? Удовлетворит ли это оппозицию?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру