PSHENKA.RU

Узнать торговую наценку можно будет в интернете?

Узнать торговую наценку можно будет в интернете?
Рисунок Алексея Меринова
С посредниками, из-за которых в торговой цепочке растут цены и против которых договорились “дружить” многие участники рынка, решено бороться по-новому. В Госдуме предлагают обязать торговые сети и поставщиков раз в квартал публиковать в интернете информацию о цене и торговой наценке продаваемого продукта.

Бумага с предложениями уже улетела по двум адресам: в Администрацию Президента и в правительство. Ее суть — обязать сетевиков и их поставщиков публиковать на своих сайтах цены на товары вместе с наценками. При этом никто не обязан закладывать предыдущее звено цепи. К примеру, супермаркет должен отчитаться лишь, почем получил продукт и по какой стоимости водрузил на полку. Поставщик — опубликовать, сколько выложил за товар производителю и почем сдал сетевику. “Потребитель, если он хочет знать, из чего сложился конечный результат, должен сам погулять по торговой цепочке. Все сайты будут иметь ссылки друг на друга”, — говорит председатель Комитета ГД по экономполитике Евгений Федоров.  

Источник в Белом доме сказал “МК”, что в правительстве к предложению отнеслись настороженно. “Да, правительство не могло бы обязать делать торговцев что-то подобное, а закон о торговле сможет”, — уверен Федоров. По мнению парламентария: “Речь идет о монополистах, хоть и локальных, и их деятельность должна быть прозрачной. Пусть покажут гражданам, из чего складывается цена”. А все разговоры про коммерческую тайну (а таковые тут же поползли в кругах предпринимателей) не более чем отговорки: “Если занялся такого рода бизнесом, то будь добр работать открыто. Не нравится — иди строй дороги или плавь сталь”.  

Представители тех, кто явно пока не намерен переключаться с картошки на сталь, разговаривать на эту тему с “МК” вчера отказались. Ответы были похожими: “Слышали. Пока не комментируем”.  

В “соседнем” комитете Госдумы инициативу комментируют спокойно. “Все, что служит прозрачности торговли, — правильно. Другое дело, что любой торговый договор содержит графу “конфиденциальность” — как быть с этим? Но в этом деле у законодателей непаханое поле. Со временем появятся и более продуманные варианты”, — говорит исполнительный секретарь экспертного совета по вопросам госрегулирования торговли Комитета ГД по промышленности Павел Шапкин.  

По поводу продуманности и адекватности высказался и еще один эксперт (пожелавший остаться неназванным): “Сеть, если ее много, обжимает всех. И способов для этого предостаточно. Так будет, обяжи их хоть выходить на улицу и кричать, как они сложили цену”. По его словам, стараясь привлечь покупателя и конкурируя друг с другом, сетевики объявляют “неделю шашлыка” или “цыплячью пятидневку”, торгуя этими товарами (не брендовыми — без конкретного названия) чуть ли не себе в убыток. При этом отыгрываются на стоимости других. Как это объяснить на сайте? Никак. В то же время соседняя торговая сеть, кивая на “дискаунтеров”, отказывается брать у тех же поставщиков мяса или птицы товар по адекватной цене: “Я в соседнем супермаркете куплю дешевле, чем ты мне впариваешь”. А это продукт скоропортящийся, его надо сбывать. Вот производитель и сбывает, лишая сам себя маржи. “Оттуда и рождаются такие законопроекты. С плачем о защите отечественного сельхозпроизводителя”, — уверен наш эксперт.  

Есть и еще одна достаточно новая сетевая фишка: частная промышленная марка. Это когда сеть заказывает товары на разных предприятиях (молоко из-под Краснодара, масло из Подмосковья, моющее средство из Сибири) и ставит на упаковке лого супермаркета. Цена, как правило, на такие товары минимальная (правда, о качестве можно спорить, но и оно не всегда хромает). И на сайте она будет смотреться отлично. “Но на условиях гарантии отличного сбыта производитель подпишется на любую прибыль. Или почти убыль. И сети вновь выиграют. А плач не прекратится”, — продолжает собеседник “МК”.  

Проще всего выразился один непосредственный производитель продуктов питания: “Пустое все. Оставьте вы их в покое. Я, например, благодарен государству уже за то, что больше не плачу за открытие новых сетевых магазинов. До первого чтения закона о торговле платил. А на вопрос, почему вы мне не даете денег на открытие новых заводских линий, получал в ответ, что “меня” нужно где-то продавать”. “Если продать буханку хлеба давно стоит 50 копеек, а теперь нужно потратить на это 5, это будет сделано. Только буханка от этого не подешевеет”, — заключил он.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру