- Как вы думаете, командир экипажа сгоревшего лайнера понимал, что возможна жесткая посадка? И бортпроводники заранее проинформировали пассажиров, как действовать после приземления?
- Если командир понимал, что может произойти такая посадка, естественно, он дал команду бортпроводникам подготовить пассажиров. Но мне кажется, в этом случае, ситуация была нештатная. Значит, времени на подготовку пассажиров у стюардов не было. В таких случаях, бортпроводники действуют по обстоятельствам и по инструкции.
- Если удалось эвакуировать людей за такое короткое время, значит, их все-таки успели подготовить?
- Абсолютно не факт. Поймите, у всех бортпроводников отработанная годами реакция на ЧС, все четко знают, как себя вести при эвакуации. А подготовить людей заранее к аварийной посадке все равно невозможно. Может начаться паника, никто не знает, как человек поведет себя в такой ситуации. В данном случае, люди скорее всего ничего не успели понять, если их эвакуировали за 90 секунд. Осознание пришло к ним позже. Если бы поняли заранее, возможно, не успели бы выпрыгнуть за столь короткое время.
- При такой посадке пассажиры в любом случае обязаны сидеть пристегнутыми до полной остановки?
- Конечно, отстегиваться запрещено до полной остановки даже в экстремальных условиях. Им вряд ли сказали: «Расстегнитесь, чтобы не терять время и готовьтесь прыгать». Команда «расстегнитесь» поступила после остановки, ну а потом уже бортпроводники открыли двери, люки и начали давать команды пассажирам.
- Много выходов открывается при эвакуации?
- Дело в том, что при жесткой посадке, может произойти деформация дверей, люков. Но в любом случае, пробуем открыть все доступные двери, люки, через которые эвакуация пройдет безопасно.
- Сколько выходов в «Боинге»?
- Я могу говорить про «Боинг-737», на котором сама летала. Там четыре аварийных выхода и от двух до четырех люков, в зависимости от модификации. Если все они безопасны, то через них и происходит эвакуация.
- Эвакуировать людей за 90 секунд — это подвиг?
- Конечно, подвиг. Бортпроводники действовали грамотно. Все открыли и главное, нашли нужные слова для пассажиров.
- А если в салоне произошло задымление, как действуют борпроводнкии?
- Если задымление произошло при посадке, здесь уже бесполезно что-то делать, надо эвакуировать. Если задымление салона случилось в воздухе, то мы раздаем воду и просим намочить тряпки — для этих целей используются подголовники. Если самолет уже на земле, тут не до тряпок. Бортпроводники быстро открывают двери, подают команды, чтобы пассажиры расстегнули ремни, оставили вещи и немедленно отправлялись к выходу.
- То есть вещи не должны брать?
- Никаких вещей брать нельзя. Тем самым, теряется время и может образоваться пробка из людей, что затормозит эвакуацию.
- Правда, что самые безопасные места в хвосте самолета или это миф?
- Говорят, да, там безопаснее. Если хвост оторвется, то можно остаться живым. Правда, никто не пробовал. Но во время экстренной эвакуации, пассажиры, сидевшие в хвосте лайнера, выходят первыми.