На тротуаре погубит пешехода, на дороге — водителя: что делать с самокатами

Количество ДТП с участием сигвеев и самокатов увеличивается с каждым днем

Электросамокаты, которые в российских (и не только) городах с каждым месяцем набирают популярность, делают дорожную обстановку все более опасной, число аварий с участием так называемых «средств индивидуальной мобильности» (помимо самокатов к ним относятся гироскутеры, сигвеи, моноколеса и пр.) постоянно растет. Так, согласно последним данным МВД, за первую половину нынешнего года в стране случилось 180 ДТП с участием самокатов, при этом погибли пять человек, а 188 были травмированы.

Количество ДТП с участием сигвеев и самокатов увеличивается с каждым днем

Страдают как сами самокатчики, так и пешеходы, которые находятся с ними в единой зоне передвижения. При этом травмы, получаемые при падении с этих приспособлений, которые многие и транспортом-то не считают, воспринимают скорей как детские игрушки, бывают очень и очень серьезными.

— С мая у нас начинается «самокатный» сезон, — говорит врач-травматолог Александр Алексин, — и каждый раз я диву даюсь, насколько безответственно граждане относятся к ним. Однажды привезли пожилую женщину, лет под 70, с разбитой головой. Когда я услышал про самокат, то сперва решил, что в нее кто-то врезался. Оказалось — нет, сама ехала на электросамокате, потеряла равновесие на неровном стыке бетонных дорожных плит и упала. Говорила, что раньше любила на велосипеде кататься, теперь боится падения, вот и пересела на самокат, это ж безопасно!

— А на самом деле самокат безопасней велосипеда?

— Я не знаю, по какой шкале сравнивать уровень их опасности, но могу точно сказать, что самокат вовсе не невинное развлечение, особенно электрический, который может развивать большую скорость. Людей вводит в заблуждение его низкая посадка — мол, падать, если что, невысоко. Однако это крайне травмоопасный вид транспорта, его коварство в числе прочего заключается в том, что маленькие колеса на скорости не дают возможности быстро свернуть, маневрировать при возникновении того или иного препятствия. И как раз из-за того, что траектория падения с самоката короткая, люди чаще получают травмы головы, а не рук, как в случае с более высоким велосипедом, то есть «самокатные» травмы куда опаснее.

Напомним: законодательство в отношении средств индивидуальной мобильности до сих пор не урегулировано, сейчас его разработкой занимается Минтранс. В числе прочих рассматриваются предложения запретить использование таких средств в пешеходных зонах либо установить приоритет для пешеходов, находящихся в одном пространстве с электросамокатчиками, ограничить скорость, запретить ездить по тротуару электросамокатам весом свыше 35 кг, которые позволяют разгоняться до 90 км/ч.

В Москве местная власть уже установила предельную скорость для электросамокатов (25 км/ч), 15 км/ч — в зонах с оживленным пешеходным движением и запретила брать электросамокаты в аренду несовершеннолетним.  

— Есть также предложение приравнять самокаты к мопедам, если мощность их двигателей превышает 250 ватт, — комментирует сотрудник проката электросамокатов Олег. — То есть человек может вставать на электросамокат только при наличии прав категории М, а также не должен управлять этим транспортным средством в случае алкогольного опьянения. И, разумеется, ездить им следует лишь по проезжей части, никак не по тротуарам. Думаю, это было бы правильное решение.

Однако травматолог Алексин с этим не согласен:

— Высокоскоростной самокат на проезжей части, на мой взгляд, — орудие самоубийц, именно из-за своей малой маневренности, о которой я уже говорил. Как на дороге с оживленным движением можно пользоваться средством, которое не позволяет быстро реагировать на ситуацию? Самокат в этом плане гораздо опаснее мопеда, с которым его часто сравнивают. С другой стороны, конечно же, в пешеходных зонах скоростному электросамокату тоже делать нечего, он создает большой риск для пешеходов. Получается, ездить на них можно только по велодорожкам, но их даже в Москве слишком мало, что уж говорить про другие города, поэтому самокатчики волей-неволей будут вынуждены выезжать либо на автомобильную дорогу, либо на тротуар.

А как у них?

   Во Франции управлять самокатом можно с 12 лет. При этом скорость  не должна превышать 25 км/ч, движение разрешено только по велодорожкам и дорогам, где максимальная скорость не превышает 50 км/ч, езда по тротуару запрещена.   

В Германии электросамокаты ездят по велодорожкам, выезжать на дорогу можно лишь при отсутствии полосы для велосипедов. Также они должны иметь номерные знаки и разгоняться не выше 20 км/ч. В Великобритании можно ездить только на прокатном застрахованном самокате (на них установлены ограничители скорости до 25 км/ч) и только с правами. Ездить по тротуарам запрещено. В Швеции электросамокаты мощностью до 250 ватт могут развивать скорость до 20 км/ч, а более мощные на дорогах использовать не разрешается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28587 от 26 июля 2021

Заголовок в газете: Самокатам здесь не место

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру