Названы возможные причины затопления судна «Акванавт» в порту Зарубино

«Считаю, эксплуатировать суда до такого возраста — на грани преступления».

В приморском порту Зарубино, едва встав у причала, затонуло судно «Акванавт». На видео видно, как рыбаки, по колено в воде, в панике выбираются с краболова. Слышны крики: «Вылазьте из трюма! Вылазьте бегом!» В последний момент чудом удается спастись повару. И судно уходит на дно. Как потом выяснилось — вместе со старшим механиком Игорем Соминым, который не успел выбраться из машинного отделения.

Капитан Евгений Омельченко с сильнейшим переохлаждением находится сейчас в больницу. О причинах трагедии мы поговорили с президентом Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петром Осичанским.

«Считаю, эксплуатировать суда до такого возраста — на грани преступления».

— Очевидцы рассказывают, что «Акванавт» около причала №6 затонул за считаные минуты…

— Сообщалось, что на судне шла выгрузка груза, когда внезапно возник крен. Груза там много быть не могло, они добывают краба. Суда с хорошей остойчивостью могут получить крен и 10, и 15 градусов, и ничего им не будет. Я думаю, что внутри судна, в трюмах или где-то еще, появилась свободная поверхность — вода, которая могла попасть через какое-то внешнее повреждение. Вполне возможно, что в борту судна появилась трещина. Могла она образоваться также в каком-то танке (резервуаре на судах, которые предназначены для перевозки или хранения жидких грузов, — Авт.). А уже оттуда вода пошла в трюмы.

Я смотрел видео, как это судно тонуло. Все произошло очень быстро. «Акванавт» как стоял на ровном киле, и почти на ровном киле ушел под воду. Что, конечно, очень странно. Это означает, что туда попало большое количество воды. Судно ушло под воду не из-за потери остойчивости, а из-за потери непотопляемости.

— Что можно сказать о самом краболове?

— Этот пароход длиной 33 метра, шириной 6 метров. «Рыбачок» — преклонного возраста, его построили в Японии в 1980 году, судну — 42 года. А у таких судов, как правило, бывает масса болячек, в том числе и в корпусе судна.

— По какой причине мог быть нарушен корпус судна?

— Из-за старения или от какого-то касания. До беды могла довести элементарная коррозия. Судовладельцы сейчас не особенно следят за состоянием своих пароходов. Мне кажется, что эксплуатировать такие суда до такого возраста, это, конечно, на грани преступления.

— В какой момент могла образоваться трещина?

— Это могло произойти, когда они пришвартовывались, могли толкнуться где-то к причалу. Могли притереться где-то во льдах. Хотя у нас сейчас ледовая обстановка неплохая. Бухта «Золотой рог», например, совершенно чистая. Но Амурский залив все-таки во льду.

Я думаю, что и в районе Зарубино лед тоже есть. Не исключено, что пароход получил повреждения, когда шел на швартовку через ледовые поля. И эти повреждения уже сказались при постановке судна к причалу. Причина окончательно станет ясна после того, как пароход вытащат или, по крайней мере, обследуют.

14 рыбакам удалось спастись. Вместе с судном на дно ушел старший механик. На одном из видео, которое попало в Сеть, видно, что два члена судовой команды, снова прыгают на уходящую под воду палубу, чтобы спасти человека, оставшегося в машинном отделении. Один из них кричит: «Дед тонет! Дед!» Им с причала бросают веревку. Слышны крики: «Уходи, уходите оттуда!», «Вылезай, тяни веревку». Спасти старшего механика они не успевают. Их самих с трудом вытягивают на берег.  

— Судя по всему, старший механик был «в машине». И я не исключаю, что вода могла поступать не только в трюм, но и в машинное отделение. У старого парохода, если вода поступила в какой-то отсек, с очень высокой долей вероятности она начнет распространяться и в другие отсеки, поскольку водонепроницаемые переборки там давно уже перестали быть водонепроницаемыми от старости, ржавчины и коррозии. Вода, скорее всего, появилась и в «машине». И старший механик, видимо, включил насос и пытался ее откачать. Находясь внизу, он не контролировал ситуацию, поэтому и остался вместе с судном.  

— Рядом был причал. Жертв могло быть больше, если бы все произошло в открытом море.

— При такой скорости я не знаю, успели бы они спустить шлюпки или плоты? Я видел, что на мостике плоты у них были. Они бы их успели сбросить. Погода сейчас в Приморье не штормовая, спокойная. Думаю, что на чистой воде ничего страшного могло и не произойти. Страшное случилось прямо у причала. И это, конечно, позор. 

— Что может грозить капитану и судовладельцу?  

— Я не думаю, что здесь есть какая-то прямая вина капитана. Если они шли во льдах, он же не мог перелететь через льдины. Это если предположить, что они шли через ледовые поля и там получили повреждения. Если выяснится, что корпус судна был в плохом состоянии, то тут больше вина судовладельца.

Есть железное правило в мореплавании: после каждого, даже небольшого ледового плавания, когда приходится пробиваться через льды, нужно заказать водолазный осмотр. Пусть специалисты посмотрят корпус судна и рулевую группу, не погнуты ли рули. Из акта водолазного осмотра четко видно, случилось что-то или нет. Все спокойны, можно продолжать плавание. Либо при необходимости произвести ремонт. Это забота не столько капитана, сколько судовладельца.

Но водолазный осмотр стоит денег. Заявку на осмотр должен согласовать с судовладельцем, конечно же, капитан. (В то же время представитель судовладельца заявил, что летом 2021-го на «Акванавте» был проведен ремонт с доковым освидетельствованием. К техническому состоянию корпусных конструкций судна замечаний не было. В предрейсовом отчете о готовности судна не было заявлено о каких-либо неисправностях. — Авт.).

— Насколько часто происходят подобные случаи?

— Подобные печальные истории происходят ежегодно. Особенно это касается старых рыболовных судов. 

Известно, что на борту «Акванавта» было около 18 тонн топлива. После ЧП вокруг судна были растянуты боновые заграждения. Как сообщает транспортная прокуратура, разлива топлива удалось избежать. По факту смерти человека проводится доследственная проверка.

Затонувшее краболовное судно в Приморье сняли на видео

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру