Жалуйтесь на здоровье!

Как столичный Росздравнадзор может защитить пациентов

Что делать, если врач отказывается выписывать необходимый рецепт? К кому обращаться москвичу или жителю Подмосковья, права которого на бесплатное лекарственное обеспечение нарушены? Что делать, если нужное вам лекарство заменили аналогом, который вам совсем не подходит?.. На эти и другие вопросы читателям «МК» в ходе прямой линии ответили заместитель руководителя Управления Росздравнадзора по г. Москве и Московской области Михаил Анисимов и председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по г. Москве и Московской области Дмитрий Борисов.

Как столичный Росздравнадзор может защитить пациентов

— С какими вопросами или жалобами люди могут обращаться в Росздравнадзор?

Михаил Анисимов (М.А.): В первую очередь с жалобами и обращениями, касающимися качества оказания медицинской помощи, ее соответствия стандартам, а также по вопросам соблюдения или несоблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ (то есть Департаментом здравоохранения города Москвы, министерством здравоохранения Московской области) полномочий по организации обеспечения льготников необходимыми лекарствами. Мы также принимаем жалобы, связанные с обращением лекарственных средств (по продаже фальсифицированных или незарегистрированных препаратов; продаже по завышенным ценам лекарств, цены на которые регулируются государством; проведению клинических исследований лекарств) и медицинских изделий (использованию незарегистрированного или неисправного оборудования при оказании медпомощи). В случаях, когда медицинский или фармацевтический работник предоставляет недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывает сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов (медизделий), выписывает лекарства или медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, где заранее напечатано наименование лекарственного препарата (медицинского изделия), гражданам также следует обращаться в нашу службу.

Дмитрий Борисов (Д.Б.): Конечно, нередко пациенту сложно самому разобраться, лежит ли проблема в области компетенции Росздравнадзора, поэтому, если вы хотите посоветоваться, полезно обратиться в Общественный совет при Управлении Росздравнадзора по Москве и Московской области, в состав которого входят представители 14 общественных организаций, работающих в интересах пациентов практически со всеми заболеваниями. Здесь вас проконсультируют по различным медицинским темам, помогут разобраться, оказывается ли лечение в соответствии со стандартами, оказать психологическую и правовую поддержку. Свои вопросы можно направлять или непосредственно в организации, входящие в совет, или через анкету, которая размещена на сайте Управления Росздравнадзора 77reg.roszdravnadzor.ru в разделе «Общественный совет». Если вопрос касается лекарственного обеспечения, то анкету можно заполнить как с сайта Росздравнадзора, так и на сайте общественной организации «Равное право на жизнь». И хотя эта организация работает в сфере онкологии, заполнить анкету может любой пациент, указав в разделе «Комментарии» информацию о своем заболевании.

— К кому обращаться, если пациенту с диабетом второго типа отказали в лекарствах? В какие сроки будут рассмотрены жалобы об отказе? Ведь лекарства нужны уже сегодня, а все эти процедуры с ответами могут растянуться на месяцы.

М.А.: В Москве обеспечением лекарствами льготников в рамках государственной социальной помощи занимается Департамент здравоохранения, в Подмосковье — минздрав Московской области. Поэтому жаловаться нужно туда. Можно написать туда письмо, электронное письмо или позвонить по телефонам «горячих линий». По закону такое обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней, однако, например, при обращении на «горячую линию» реагируют очень быстро. В случае повторных отказов, формального рассмотрения обращения, а также непринятия мер по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами вам следует обратиться в Управление Росздравнадзора по городу Москве и Московской области.

Д.Б.: Наряду с обращениями в государственные органы в данном случае имеет смысл связаться с межрегиональной общественной организацией «Московская диабетическая ассоциация». Наш опыт показывает, что зачастую данные проблемы могут быть решены путем дополнительного привлечения мнения экспертов из федеральных центров.

— Можно ли вернуть деньги за лекарства, которые пришлось покупать за свои деньги, притом что они должны были предоставляться бесплатно?

М.А.: Да, если вы самостоятельно приобрели необходимые лекарства, которыми вас должны по закону обеспечить в льготном (бесплатном) порядке, вы можете взыскать потраченные деньги через суд. Потребуются документы, подтверждающие факт приобретения препаратов за личный счет, а также факт необеспечения данным препаратом в лечебно-профилактическом учреждении. В некоторых муниципальных образованиях социальными программами предусмотрена частичная компенсация расходов, связанных с приобретением лекарств за личный счет в виде материальной помощи, предоставляемой при предъявлении этих документов.

Д.Б.: По этому поводу также имеет смысл обращаться в общественные организации или в наш совет, поскольку мы можем предоставить пациенту всю необходимую правовую поддержку. Естественно, вся помощь бесплатна для пациентов, с ними будут работать юристы, имеющие профессиональный опыт решения подобных вопросов.

— После трансплантации почки три года я принимаю оригинальные препараты «Програф» и «Селлсепт», но с июля их хотят заменить индийским дженериком непонятного качества. Зачем менять лекарство, которое помогает? А если трансплантаты начнут отторгаться? Зачем подвергать мою жизнь риску?

М.А.: По федеральному закону №94 лекарства для льготников закупаются на аукционах по международному непатентованному наименованию (МНН) — то есть по действующему веществу. При этом предпочтение отдается наиболее оптимальному в ценовом отношении варианту. Однако если у пациента есть противопоказания к приему препарата, которым его обеспечили по результату торгов, ему могут закупить лекарства в индивидуальном порядке. Индивидуальная закупка лекарственных препаратов конкретных торговых наименований осуществляется в случае доказанной непереносимости лекарственных препаратов других торговых наименований. Поэтому, если после приема препарата появляются признаки непереносимости, нужно обратиться к лечащему врачу для фиксации данного факта и проведения обследования. Пакет документов, доказывающих непереносимость лекарственного препарата под данным торговым наименованием, направляется на решение клинико-экспертной комиссии (КЭК) субъекта РФ. При положительном решении осуществляется адресная закупка необходимого лекарственного препарата.

Д.Б.: К сожалению, это серьезная проблема. Пациенту можно порекомендовать обсудить с лечащим врачом, как правильно вести наблюдение за возможными побочными эффектами и что можно сделать для организации адресной закупки в случае признаков индивидуальной непереносимости данного лекарства.

— Что делать, если доктор отказывается выписывать лекарство, ссылаясь на то, что его нет в аптеке?

М.А.: Отказ в выписке рецептов по причине отсутствия лекарства неправомерен. Если препарат временно отсутствует, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения отсроченное обслуживание рецепта или предлагает его аналог. Если вам отказывает врач, необходимо обратиться в администрацию лечебно-профилактического учреждения или на «горячую линию» Департамента здравоохранения Москвы либо минздрава Московской области.

Д.Б.: Можно обратиться и в общественную организацию или общественный совет. Данная проблема связана не только с нарушением прав пациентов, но и с нарушением прав врачей на исполнение ими своих профессиональных обязанностей. Зачастую медики работают в рамках устных административных указаний, направленных на достижение целевого показателя «рецепт на отсроченном обеспечении». Этот показатель рассматривается контролирующими органами как один из основных для оценки качества и полноты лекарственного обеспечения пациентов в регионе. В связи с этим зачастую врач оказывается заложником ситуации, поскольку сам не может на нее повлиять. Пациенту также можно посоветовать попросить у представителя ЛПУ письменное обоснование в отказе от выписки рецепта. Как показывает наша практика, нередко в ответ на данный вопрос пациент получает необходимый рецепт.

— Сколько жалоб нужно написать на поликлинику, чтобы Росздравнадзор пришел туда с проверкой? Или проверки производятся независимо от того, пишутся жалобы или нет?

М.А.: Наша служба проводит плановые и внеплановые проверки медицинских организаций. Плановые — в соответствии с годовым планом, согласованным с органами прокуратуры и опубликованным на официальном сайте управления. Внеплановые проверки в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей проводятся управлением при поступлении информации о фактах угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Вместе с тем проведение внеплановой выездной проверки возможно лишь после ее согласования с органами прокуратуры.

— Проверяет ли кто-то работу интернет-аптек или это невозможно?

Д.Б.: Деятельность интернет-аптек никак не регламентируется законодательно, в связи с чем контролировать качество и законность этих услуг очень сложно. Поэтому решение о том, пользоваться интернет-аптеками или нет, должен принимать сам пациент. Контроль же за правомочностью деятельности таких организаций должен осуществляться правоохранительными органами.

— Часто говорят о поддельных лекарствах, иной раз даже страшно покупать дорогие таблетки в аптеках. Что делать?

М.А.: Вы имеете право запросить в аптеке копии документов, подтверждающих качество препарата (декларация или сертификация соответствия) или спецификацию, которая содержит сведения о сертификатах, выдавшей их организации, сроках действия сертификата. Также в этих документах есть сведения о поставщиках товара. Кроме того, можно посмотреть на сайте Росздравнадзора информационные письма о забраковке лекарственных средств. Еще можно позвонить в отдел по работе с претензиями производителя лекарства и получить интересующую вас информацию. Если вас не устраивают все вышеизложенные способы, можно обратиться в независимую аккредитованную лабораторию для проведения полного анализа лекарственного препарата. Однако проведение анализа будет осуществляться за ваш счет.

— Интернет-форумы и сайты с объявлениями кишат объявлениями о купле и продаже онкологических препаратов. Люди пытаются заработать на чужом горе, продавая эта лекарства дороже, или же это какие-то иные махинации? Росздравнадзор как-то отслеживает подобных продавцов?

М.А.: Это тоже очень проблемный вопрос. У нас в стране законом не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ. Лекарства должны продаваться только в аптечных и медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность. Что касается отслеживания и пресечения преступных махинаций, проведение оперативно-разыскной деятельности осуществляется правоохранительными органами.

Д.Б.: Ни в коем случае нельзя идти на соблазн покупки подобных препаратов «с рук», поскольку помимо грубейших нарушений всех правил реализации лекарственных средств ставится под угрозу жизнь и здоровье пациента. Никто не может гарантировать соблюдение условий хранения данного препарата, его подлинность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру