Люблино дорого смотреть

Дворец и Театральная школа Дурасова вновь собирают москвичей

Московские усадьбы — «маленькие Версали». Это утверждение и сейчас актуально. Но роскошь подмосковных дач берет свое начало двести лет назад. Созданные для увеселения дворян, в советское время они превращались в училища и общежития для рабочих, а в перестройку — в сараи и развалюхи ни для кого. Сейчас становятся музейными комплексами с истинно московским размахом. Усадьба «Люблино» прошла через все эти этапы.

Дворец и Театральная школа Дурасова вновь собирают москвичей

Именно в Москве начиная с последнего десятилетия XVIII века мирно проживали в пышном бездействии бывшие государственные деятели и сановники, а также богатые помещики. Они не искали службы и чинов, а хотели просто пользоваться своим богатством. Богачи строили в ближних окрестностях Москвы великолепные загородные увеселительные усадьбы. Появилось даже особое понятие — «подмосковная». Это загородная дворянская собственность для летнего отдыха, приема гостей и устройства праздников. Таковой была и усадьба «Люблино» богатого помещика Николая Петровича Дурасова.

Центр усадьбы — господский дом, летний дворец. Образец классицистического стиля допожарной Москвы. Вместе с тем он не без тайны. Необычная форма дворца — сочетание в плане равноконечного креста и круга — намекает на масонство. Хотя кто тогда не увлекался масонством? Рядом располагался комплекс театральных зданий усадьбы (театральная школа, театр и дом управляющего театром). Неподалеку — небольшое здание пансиона для дворянских детей, за ним, в глубине участка, — конный двор. Далее — похожее на дворец здание оранжереи. Барский дом был окружен роскошным тенистым парком. Чем глубже в парк, тем естественнее среда — темные чащи, холмы, ручьи.

Дурасов угощал Москву роскошно. Современники свидетельствовали, что Николай Петрович «жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях огромные ананасы». Москва до 1812 года неистовствовала в увеселениях: балы, маскарады, катания, фейерверки, цыгане. Дурасов поражал своим театром. Он не просто устраивал спектакли, он создал школу для крепостных артистов. Дурасовская труппа достигла высокого мастерства. Впоследствии многие из них, получив вольную, перешли на подмостки Императорской сцены в Санкт-Петербурге. Интересный момент: французы не стали разорять усадьбу в Люблине. Богатый (а может, и хитрый) хозяин оставил столько провизии, что сытые французы не нанесли вреда самому зданию.

И вот в 1918 году вся эта красота, мираж былой прекрасной жизни, национализирована. Усадьба используется под школу, отделение милиции, Дом культуры, а в годы войны — под жилье. В 1948 году усадьбу передали Гидрофизическому институту. В 1952–1957 годах главный дом был восстановлен и передан Институту океанологии. В перестроечные времена все семь зданий усадьбы стали чьей-то частной собственностью. И использовались, разумеется, не как музей. В театральной школе, например, был клуб юных автомобилистов.

В 2005 году «подмосковная» Дурасова стала частью Московского государственного объединенного музея-заповедника, куда также входят село Коломенское, усадьба «Измайлово» и дворцово-парковый ансамбль «Лефортово». Два года спустя музею передали здание памятника «Театральная школа». После реставрации школа открылась. Два флигеля, одинаковые по архитектуре, соединены открытой галереей. Галерея — новодел. После автошколы здание больше напоминало офис, чем остаток былой дворянской роскоши.

«Двухэтажный каменный сарай, никаких ротонд, никакой галереи, балконов, балюстрады — ничего, — рассказывает Наталья Кайкова, зам. директора по капитальному ремонту. — Весь архитектурный облик был утрачен. Чтобы вернуть зданию первозданный облик, реставраторы проделали большую работу, раскопали архивы. Сейчас остались подлинные стены здания, белый камень на фасадах, перекрытия. Остальное пришлось создавать заново. Кстати, большая неожиданность! Когда реставраторы «раскрывали» стены, обнаружили фрагменты клеевой живописи. Одна из ее основ — рыбий жир — хорошо ложится на оштукатуренную поверхность. Фрагменты сняли, закрепили, в будущем они будут демонстрироваться на фоне уже современной росписи по стенам».

В одном флигеле Театральной школы предполагается создание постоянной музейной экспозиции о крепостном театре. В другом — создадут детскую театральную школу с учебными классами, залом для репетиций и показов спектаклей.

Что касается остальных памятников, входящих в состав усадьбы, они находятся в частных руках. Существует Концепция развития усадьбы, по которой с территории должны быть выведены все сторонние организации, снесены новоделы, очищены пруды и благоустроен парк, устроены уличные сценические площадки. Дурасовский размах, видимо, сказывается и на современных хозяевах усадьбы. Директор музея-заповедника Сергей Худяков на встрече с журналистами посетовал, что добираться до усадьбы долго — 15 минут от метро «Волжская». Неплохо было бы протянуть к усадьбе метро. Чем не дурасовская роскошь?

Сегодня усадьбу «Люблино» ежегодно посещает 75 тысяч человек. Некоторые здесь играют свадьбы. В конце концов усадьба изначально создавалась для увеселения московской публики. Сделав исторический виток, она вернулась к первозданному — прием гостей и устройство праздников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру