От первого Рима — третьему

Итальянские зодчие снова возьмутся за Москву

Не зря Москву прозвали Третьим Римом, тем более что именно итальянцы приложили руку к главным достопримечательностям столицы — постройкам Кремля. Посольство Итальянской Республики представило редкую книгу «Италия—Россия: тысяча лет архитектуры». Как ясно из названия, останавливаться на достигнутом наши страны не собираются. Скоро в Москве появятся новые сооружения от инженеров с Апеннин.

Итальянские зодчие снова возьмутся за Москву
Итальянцы приложили руку к стенам Кремля.

— Взаимное влияние итальянского и российского зодчества было гораздо большим, чем мы могли представить, — отметил, знакомя публику с книгой, посол Италии в РФ г-н Антонио Дзанарди Ланди. — В 1933 году вышел фундаментальный труд Этторе Ло Гатто «Итальянские мастера в России», где автор дает глубокий анализ итальянского вклада в российскую культуру. Спустя 80 лет ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский, заместитель директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов и исследовательница российской и итальянской архитектуры в Высшей нормальной школе Пизы Федерика Росси провели колоссальную работу и пролили новый свет на данную тему. Упомяну одно любопытное совпадение: при подготовке издания у нас возникло желание поместить на обложку Грановитую палату — как шедевр зодчества, восходящий истоками к Палаццо Диаманти в Ферраре. А потом выяснилось, что феррарская «палата» была построена на пять лет позже, чем кремлевская!..

Облик российских столиц, безусловно, был бы совершенно иным без работ Фиораванти, Растрелли, Росси, Кваренги. Но именно через итальянцев, по мнению Дмитрия Швидковского, исконная московская архитектура смогла стать частью общеевропейской (несмотря на то что в XIX веке французскому искусствоведу-реставратору Виолле-ле-Дюку она и показалась по гравюрам похожей на индийскую).

— Своеобразие архитектуры почти всех стран Европы создавалось из соединения итальянских идей и национального чувства формы, требований местного климата, устройства власти, — поясняет Дмитрий Швидковский. — В этом смысле мы демонстрируем европеизм. Однажды, когда я выступал с лекцией в одном уважаемом центре искусства во Франции, мой тезис решили опровергнуть: хоть строители Кремля и были итальянцами, — заявили мне, — они были авантюристами, раз поехали в Россию. Нет, это были выдающиеся мастера: Аристотель Фиораванти работал практически во всех итальянских городах, его звали и в Венгрию, и в Турцию. Пьетро Антонио Солари, как и Леонардо да Винчи, был занят на строительстве Миланского собора…

Заместитель директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов идет еще дальше: Россия не просто была вовлечена в общеевропейские процессы, но оказалась «самым привлекательным местом в Восточной Европе» — здесь итальянцы смогли воплотить новаторские идеи, которые не удавалось реализовать на родине.

— Эти постройки не похожи ни на то, что строилось раньше в Италии, ни на то, что уже имелось в России, — утверждает ученый. — К нам приехали творцы, которые мыслили не по средневековым шаблонам, и они привили русским не одни только технические навыки: их зодчество — это материальные архитектурные трактаты. За последние 50 лет в Москве открыто множество памятников: после реставрации кремлевских соборов мы четко увидели итальянскую руку, а не буквальные слепки с ранних образцов. Оказалось, что южный портал Архангельского собора, сейчас довольно схематичный, без резьбы, в 1508 году итальянцы сделали таким же пышным, как северный и западный, но позже, при одном из ремонтов, его обтесали.

Проект Музейно-просветительского центра Политехнического музея на Воробьевых горах разработан российскими и итальянскими архитекторами.

В конце 1990-х комендатура стала проводить реставрацию комплекса Большого Кремлевского дворца (возведение зданий началось еще на рубеже XV—XVI веков, разные палаты просуществовали до XVIII века, когда часть была снесена, и Растрелли построил здесь новый дворец). Под слоями штукатурки, декора XIX века мы обнаружили архитектуру XV—XVI веков, богатство форм, о котором могли только догадываться по чертежам, акварелям: нашли отколотые наличники окон, увидели удивительной тонкости резьбу, украшения арочных сводов, уточнили планировку ряда помещений. Сегодня некоторые фрагменты, архитектурная керамика выставлены в музее при колокольне Ивана Великого.

И еще удалось установить, что после 1508 года, к которому относятся последние известия о деятельности итальянских зодчих в Москве, итальянцы не исчезли таинственным образом, не умерли и не сбежали из России. Следы их деятельности мы находим в провинции — подмосковных вотчинах, Ростове, Новгороде… Влияние гораздо большее, чем казалось еще 30 лет назад.

В свою очередь, Федерика Росси отмечает, что русские архитекторы продолжили черпать вдохновение из итальянской архитектуры. Как пример из недавнего ХХ века, она приводит слова академика Владимира Щуко, одного из авторов сталинской архитектуры, участвовавшего в создании Ленинской библиотеки, Большого Каменного моста в Москве, Главного павильона ВДНХ: «Я искренне благодарен судьбе, которая с академической скамьи сразу забросила меня в Италию, являющуюся колыбелью подлинного искусства, и архитектуры в особенности. И сейчас у нас в Союзе архитектурную молодежь для создания подлинного архитектурного стиля необходимо направлять в Италию. Только там она сможет изучить и проверить все тайны архитектурных законов и привить себе подлинный архитектурный вкус».

На этот счет ректор МАрхИ Дмитрий Швидковский поделился с «МК»: «Интерес наших студентов к современной и исторической школе Италии велик — сотни будущих архитекторов изучают итальянский язык, десятки едут на стажировку или на продолжение учебы в Итальянскую Республику — в частности, сейчас около 60 человек находятся в Миланском политехническом университете, контакты очень тесные. Что касается итальянских студентов, их больше интересует наш авангард, но за последние пять лет в МАрхИ прошли курсы более 700 человек из университета Ла Сапиенца в Риме».

Отвечая на наш вопрос о перспективах итальянской архитектуры в Москве, посол Италии г-н Антонио Дзанарди Ланди заметил: «Пока проекты преимущественно связаны с частным сектором — строятся виллы, загородные особняки. Но нам бы очень хотелось, чтобы появлялись и  другие здания — общественного назначения: заводы, вокзалы… Уже есть приятная новость: на днях мэрия наградила победителей международного конкурса проектов нового Музейно-просветительского центра Политехнического музея на Воробьевых горах. Ими стали известное итальянское бюро MASSIMILIANO FUKSAS Architetto в тандеме со SPEECH «Чобан & Кузнецов». Кроме того, в Малом Манеже проходит выставка архитектуры «Made in Italy», куратор которой Лука Дзеви — автор многочисленных проектов реставрации городских районов и музеев в Италии, составитель новейших учебников по архитектуре. Так что мы активно работаем, чтобы привозить в российскую столицу мастеров, которые могли бы выступать в университетах и работать».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру