Столичная подземка погналась за дефектом

Проверять состояние метрополитена будет вагон стоимостью 85 миллионов рублей

08.08.2013 в 18:52, просмотров: 2305

Пассажирам московского метро не стоит удивляться, если вместо привычного сине-голубого метропоезда у перрона остановится небольшой состав с ярко-красным вагоном посередине. Это новая диагностическая лаборатория на колесах с красивым названием «Синергия-1». Ее разработали московские инженеры специально для того, чтобы защитить метрополитен от сбоев, аварий и других неприятных случайностей. Вагон увешан диагностическим оборудованием, которое за считанные минуты обнаруживает и выявляет скрытые дефекты и повреждения всего путевого хозяйства. «МК» побывал на первом диагностическом выезде нового вагона.

Столичная подземка погналась за дефектом
фото: Геннадий Черкасов

В отличие от своих рядовых сине-голубых собратьев диагностический вагон оранжево-красный, плюс к этому набит новым диагностическим оборудованием и различными датчиками. Внутри — несколько отделенных друг от друга отсеков, укомплектованных компьютерами, мониторами и прочей технической начинкой.

У самых колес лучится алым светом инфракрасный термограф — прибор, определяющий тепловое состояние всей аппаратуры, размещенной в тоннелях метрополитена. По соседству с ним — линейная видеокамера с целой цепочкой видеодатчиков. Она дает единый кадр всего многокилометрового пути, склеенный из тысячи мелких кадров-пикселей. Есть и простая камера видеорегистрации — она крепится поближе к крыше вагона и используется для оценки состояния тоннелей. Впрочем, и эта камера не совсем обычная, а высокоскоростная — картинка не размывается даже на скорости свыше 100 км/ч. Здесь же лазерный сканер для определения параметров тоннеля.

— Грунт постоянно шевелится, и тоннель тоже постоянно изменяет свою форму, как бы он жестко ни был построен, — разъясняет инженерную специфику гендиректор компании — разработчика комплекса Владимир Тарабрин. — Для предупреждения опасных ситуаций нужен сверхточный сканер, который фиксирует отклонения плоскости тоннеля до полмиллиметра. Прибор может работать на скоростях до 150 км/ч и делать точную картинку.

Разработчики хвалятся тем, что ни одна трещина, ни один излом внутри рельса не остается незамеченным. На всем метрополитене обнаруживается порядка 1000 дефектов в месяц — повреждения самого рельса, отсутствующие болты, скрепления и прочее. В случае такого диагноза дежурная бригада выходит на отмеченный участок в течение нескольких минут, где бы он ни находился. Иной раз приходится заменять рельс целиком.

— Этот комплекс модульный, его можно наращивать до бесконечности, как орбитальную космическую станцию, — рассказал Тарабрин. — После последнего происшествия в московской подземке, когда случилось возгорание кабеля, диагностический комплекс дооснастили специальными приборами, которые будут следить и за состоянием проводки. Раньше этого не было.

За последний месяц выявлены и устранены десятки неисправностей в состоянии электрооборудования.

Стоимость нового диагностического вагона — 85 миллионов рублей. Скоро в помощь первой «Синергии» появится следующая. Возможно, она будет оснащена дополнительным оборудованием. Обещают, что с такой диагностикой безопасность столичного метрополитена увеличится в разы.