Власти признали, что двойные цены на билеты в музеи для иностранцев - грубейшее нарушение цивилизованных норм

В числе прочих недостатков московского туризма - нехватка гидов и визовый барьер

Глава столичного комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько согласен, что двойные цены для иностранцев на билеты в наши знаменитые музеи и необходимость предъявлять при покупке паспорт не соответствуют никаким цивилизованным нормам. Однако никак повлиять на эту ситуацию ведомство не в силах. Что еще мешает превращению Москвы в лидера международного туристического рынка, а что может посодействовать – обсудили на заседании в Общественной палате города.

В числе прочих недостатков московского туризма - нехватка гидов и визовый барьер

Как сразу поспешил отметить Шпилько, в программе «Развитие индустрии отдыха и туризма» развитию непосредственно туризма посвящено всего около 2%. Бюджет (до 300 млн. рублей в год) также уступает мировым мегаполисам. Тем не менее, последние три года Москва показывает рост по ряду ключевых показателей отрасли.

Так, число иностранцев, прибывающих в столицу через аэропорты, выросло на миллион и составило в 2013-м 5,6 млн. человек. Если ориентироваться на постояльцев гостиниц (чтобы исключить из расчета трудовых мигрантов), то их в прошлом году было 5,2 млн. При этом доходы гостиниц, по данным Мосгорстата, поднялись с 43,7 до 50,7 млрд. рублей в год. Это, по словам чиновника, более 20% суммы, заработанной по всей России, и в 2,5 раза выше доходов культурной столицы Санкт-Петербурга, которую обычно ставят в пример.

Номерной фонд в Москве также вырос с 39,3 тысяч до 44,7 тысячи. Только в 2013 году открылось семь гостиниц на 1407 номеров. Стало больше небольших гостиниц, работает более сотни хостелов, на рынке закрепились около пяти компаний, которым москвичи передают свои квартиры в управление. Такие апартаменты легко найти по международной системе бронирования booking.com. Как правило, они расположены в центральных районах города – Арбат, Тверская улица, Цветной бульвар – и соответствуют гостиницам бизнес-класса. В целом гостиничный фонд загружен всего на 60-65%.

«Гостиницы-то есть, цены кусаются», - попробовал возразить главе Комитета один из заседающих. На что Сергей Шпилько привел убедительные, на его взгляд, данные, говорящие о лояльном отношении Москвы к кошелькам приезжих. По стоимости проживания в трехзвездочном отеле Москва стоит на 28-м месте, а по цене одного туристического дня – на 15-й строчке среди европейских городов. Хостел можно снять за 400-500 рублей в сутки, две звезды – за 700-900 рублей и даже Royal Radisson можно взять за 1700 рублей при двухместном размещении группы туристов. Летом (поскольку Москву активнее выбирают для деловых поездок осенью и весной) цены падают.

Завершая тему гостиничного хозяйства, чиновник отметил, что к июлю 2015 года Москва должна будет завершить классификацию городских гостиниц по звездности. Правда, эти сроки, выдвинутые в преддверии ЧМ по футболу-2018, заставляют действовать второпях.

Что касается главной составляющей турпоездок – осмотра достопримечательностей и интересных мероприятий, - здесь ситуация такая. По-прежнему, средний срок визита в Москву составляет три дня. Традиционный «джентльменский набор» на это время включает посещение главных музеев (Кремль, Третьяковка, Пушкинская галерея), обзорную экскурсию по городу, прогулку по Арбату, речной круиз и «на десерт» Большой театр.

Проблема в том, заметили собравшиеся, что каких-то новых мест притяжения, «чудес света» не появляется. Однако ни нового Диснейленда, ни дубайских фонтанов власти в ответ не пообещали. Зато привели положительные примеры вроде бункера Сталина на Таганке и Еврейского центра толерантности – они быстро приобрели популярность. Кроме того, город расширяет экскурсионные возможности: запущены двухэтажные автобусы с аудиогидом на 8 языках, с этого года появились единые билеты на автобус и теплоход.

Еще одна слабая сторона, по мнению членов ОП, - культурно-массовая программа Москвы: фестивали, концерты и пр. Событий много, но, с одной стороны, нет внятной годовой афиши: специальный сайт traveltomoscow.com полупустой; многие шоу готовят «буквально на коленке и о них становится известно за месяц», когда продвигать их за границей уже поздно. С другой стороны, не хватает знаковых, мирового уровня действ: типа карнавала в Рио-де-Жанейро. А те, которые могли бы стать визитной карточкой Москвы (например, Фестиваль Чайковского), недостаточно раскручены.

В свою очередь Сергей Шпилько напомнил, что организаторы мероприятий должны сами активнее заявлять о своих планах Комитету. Но уже узнаваемы фестиваль военных оркестров «Спасская башня», Фестиваль света, фестиваль исторических реконструкций «Времена и эпохи», Ночь музеев, Театральный фестиваль.

- Наша задача – войти в топ-50 мировых событий, - согласился все же чиновник. – Для этого мы печатаем городскую рекламу в полутора десятках крупнейших мировых газет, участвуем в международных выставках, появились наши «постеры» на двухэтажных автобусах в Риме, Лондоне, Париже.

Среди прочих трудностей отметили нехватку гидов с редкими языками, недостаточное количество ресторанов с национальной кухней и визовый барьер (пока идею о 72-часовом безвизовом режиме для иностранцев, прибывающих в Россию самолетами, сводят только к транзитным пассажирам). Именно решение вопроса с визами, по мнению Сергея Шпилько, могло бы дать серьезный толчок развитию туриндустрии в столице.

- Сегодня все активно борются за страны БРИКС, - заметил Шпилько. – В этом смысле Москва удачно расположена на пути следования китайских, индийских туристов в Европу. Поэтому пока мы выигрываем по привлечению таких гостей у Киева, Варшавы, Хельсинки. Три года назад мы активизировали работу с Китаем, что хорошо помогает в условиях санкций. В 2013 г. прирост китайцев составил 40%, Индии – 30%, Турции – 16%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру