Выметет ли кризис пробки из Москвы?

«МК» разбирался, почему на столичных улицах стало меньше машин

«Спасибо кризису: народ беднеет, пересаживается на метро, пробки реально уменьшаются!», «Из-за скачка валют народ накупил много машин, с ужасом жду весны, когда все они выедут на улицы»... Такие противоречащие друг другу суждения приходится слышать все чаще. Где истина? Правы ли люди, «благодарящие» кризис за отсутствие пробок в 9-10 баллов в течение двух последних месяцев? Или же стоит ожидать, что в ближайшие дни «раздолье» на дорогах закончится?

«МК» разбирался, почему на столичных улицах стало меньше машин

В кризис 2008–2009 годов пробки благополучно ушли из города на несколько месяцев. И произошло это в то время, когда столичные профсоюзы официально заявили о невиданном росте безработицы — до 6% (при многолетнем стабильном среднем показателе по Москве 0,6–0,8%). Тогда заметно сократился и пассажиропоток на маршрутах между областью и столицей. Сейчас, к слову, на въездах в город не протолкнуться.

Аналитики Яндекс.Пробок рассказывают, что в первые рабочие дни этого года на дорогах Москвы было немного свободнее, чем год назад. Но сохранится ли эта тенденция? «Мы взяли данные за три недели этого года (с 19 января по 6 февраля) и сопоставили с данными за аналогичный период 2014 года (с 20 января по 7 февраля). Сравнивали скорость движения на крупных улицах Москвы в будни», — говорят авторы исследования.

Чуда, увы, не произошло. Загруженность города осталась на том же уровне, что и год назад. Изменения обнаружились только в отдельных районах. Так, внутри Садового кольца утром и днем средняя скорость движения стала на 3–7% меньше, чем в 2014-м, а в вечерний час пик — на 4% больше.

На территории между Третьим кольцом и МКАДом утром пробок стало чуть меньше, а вечером — больше. Самое заметное ухудшение наблюдается вечером на Рязанском проспекте и на МКАДе по обе стороны от проспекта: здесь идут дорожные работы.

Улучшилась разве что ситуация на дорогах между Садовым и Третьим кольцами. В течение дня машины здесь движутся на 7–10% быстрее, чем в прошлом году. В вечерний час пик разница еще больше — 13%. Да только водители не в восторге от этой, казалось бы, приятной новости. Очевидно, что причина облегчения дорожной ситуации — организация платных парковок в этой зоне. Многим автомобилистам, работающим в срединной части города, ничего не остается, как пересаживаться на общественный транспорт. «Я как рядовой житель столицы могу заметить, что количество автомобилей во дворе моего дома не изменилось, но периодичность их эксплуатации сократилась. Особенно заметно это стало после ужесточения правил эвакуации», — говорит начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин.

— К великому сожалению, пробки в Москве не исчезли. И кризис здесь совершенно ни при чем, — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Спал праздничный ажиотаж, когда москвичи, жители области и гости столицы активно ездили по городу за подарками.

Понятно, что дорожное строительство в городе ведется, но оно все равно не в состоянии решить все его транспортные проблемы. Больше того — сооружаемые тоннели-эстакады только усугубляют ситуацию. К тому же темпы возведения дорог по-прежнему отстают от темпов увеличения количества автомобилей в городе. В отличие от прежнего кризиса, когда эксперты фиксировали значительное снижение продаж машин, нынче парк личных авто москвичей увеличился. Напомним, что горожане «сметали их с прилавков» в октябре–декабре прошлого года.

По-прежнему остается высоким количество транзитного транспорта в городе. Много автомобилей из других регионов, владельцы которых снимают жилье и работают в столице продолжительное время. Москва — единственный город в России, где можно заработать на достойную жизнь. Поэтому дорожную ситуацию не спасут даже десятиуровневые развязки на всех перекрестках.

Но даже если когда-нибудь можно будет сказать, что пробок в столице стало меньше или, во всяком случае, их количество долгое время не растет, это станет дурным признаком. Ведь что, по сути, означает улучшение дорожной ситуации? Вариантов несколько — но все они невеселые. Либо в городе растет количество уволенных, сидящих дома; либо люди настолько напуганы финансовой неопределенностью, что экономят на бензине; либо у активной части общества недостает денег на поездки и развлечения; либо и то, и другое, и третье, вместе взятые.

Конечно, часть людей затягивает пояса уже сейчас. Но пока о системе речь не идет. Немалым вкладом в семейный бюджет становится сокращение посещений станции технического обслуживания с 2–3 раз в год до 1.

— Скорее всего, количество и величина пробок в городе может начать расти в ближайшие месяцы, — прогнозирует Дмитрий Баранов. — Во-первых, это объясняется наступающей весной, когда на дороги выедут водители, которые зимой не ездили, и им потребуется время, чтобы влиться в городское движение. Во-вторых, на улицах появятся владельцы двухколесного транспорта, которого в городе немало. В-третьих, за зиму существенно ухудшилось качество дорожного полотна, появились колдобины и увеличилась колейность. Вот-вот начнется печально известный ремонт московских дорог, который не всегда будет осуществляться ночью.

Плюс к тому весна и лето традиционно являются высоким сезоном в туризме. Даже несмотря на политическую ситуацию, гости в Москву поедут — многие на собственных автомобилях, кого-то будет возить туристический транспорт и столичные машины.

— Сейчас мы наблюдаем психологический эффект, — подытоживает Дмитрий Баранов. — Заключается он в том, что после долгого периода неудобств нам стало чуть-чуть легче, и мы оптимистично считаем, что пробки уже не вернутся.

В общем, пустовать трассам осталось недолго. Наверняка не пройдет и месяца, как карта московских дорог, подобно светофору, поменяет цвет с зеленого сначала на желтый, а потом и на красный...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру