— Вероятность дымного лета-2015 в средней полосе очень велика, — уверен руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко. — В прошлом году были засушливые лето и осень, потом — малоснежная зима и ранняя весна. Торфяники не насыщены водой в достаточной мере.
Но пока речь идет не о горении торфяников, а о традиционном для весны сжигании сухой травы.
По данным МЧС, в Новой Москве в минувшие выходные произошло 80 возгораний сухой травы. По сообщению Комитета лесного хозяйства Московской области, источником запаха гари могли стать неконтролируемые палы травы в Тульской и Калужской областях.
Читатели «МК» сообщили о нескольких пожарах на территории Лосиного острова. Ничего удивительного, что 12 апреля экологи зафиксировали повышенный уровень загрязняющих веществ из-за природных пожаров. В частности, в районе Печатники отмечалось превышение нормы содержания диоксида азота в 1,2 раза.
Конечно, сжигание — эффективный и относительно простой способ уничтожить пожухлую траву. Не нужно перепахивать землю, сгребать зелень граблями, потом вывозить мусор... Этим и пользуются многие дачники.
В результате же в воздух поднимаются тяжелые металлы — продукты сгорания автомобильного топлива, оседающие в траве. И вся эта гадость вместе с угарным газом и сажей летит в наши квартиры.
Пожалуй, нет такого уголка России, где весной из-за сжигания травы не сгорел бы гараж, сарай, а то и дом. Пал травы чрезвычайно опасен и для природы, утверждают экологи. Полностью выгорают сосны, мелкие кустарники, погибают много животных — лягушек, жаб, грызунов, птиц, муравьев.
— Более-менее безопасен пал травы только на контролируемых сельскохозяйственных угодьях, — рассказывает руководитель лаборатории «Экология жизненного пространства» Антон Ястребцев. — Но увы: контролируемым он почти не бывает.
Сейчас от палов сухой травы торф очень легко занимается, возникают очаги тления, которые на первых порах незаметны (они выглядят как маленькие ямки с одной-двумя струйками дыма). Но летом, особенно если оно сухое и жаркое, тление перерастает в большой торфяной пожар.
Вообще же 99% случаев возгорания — дело рук человеческих. Сам по себе лес вспыхнуть не может — если только во время грозы, но это редкость. Кроме того, пожары нередко происходят по глупости — кто-то бросил окурок, дети решили поиграть со спичками.
Сильного дыма летом может не быть только в том случае, если оно будет холодным и мокрым. Но, судя по тенденциям, на такой исход лучше не надеяться. «В последние годы в мае всегда наблюдается засуха. Нет как таковой весны — за зимой почти сразу приходит лето. Появился даже термин «остепение климата» — в том смысле, что в Центральной России он приближается к климату в степной зоне», — говорит главный инженер проектов Института экологического проектирования и изысканий Екатерина Самухина.
«Мы сейчас находимся на ранней стадии развития большой катастрофы. Ситуация непредсказуемая. Риск серьезных пожаров очень велик», — предупреждает Алексей Ярошенко.