Новая жизнь Нового Арбата

После реконструкции на знаменитой магистрали Москвы появятся парк и огромная мебель

У каждой московской улицы свой характер. Тверская — нарядная и вечно бегущая, переулки Таганской — спокойные и задумчивые, Чистые пруды — поэтичные и романтичные. Новый Арбат не спутать ни с чем: огромные «книжки», на фасадах которых каждый праздник зажигаются огни, дома-«свечки», кинотеатр «Октябрь» в прорывном тогда модернистском стиле… В этом году на Новом Арбате пройдет масштабная реконструкция: в рамках программы «Моя улица» со второй половины мая на проспекте будут высаживать и копать, чтобы уже к осени москвичи увидели любимую улицу обновленной и преображенной. Корреспондент «МК» узнал детали масштабной реконструкции и пообщался с авторами проекта.

После реконструкции на знаменитой магистрали Москвы появятся парк и огромная мебель
Из загруженной автомагистрали Новый Арбат превратится в улицу, удобную для жизни.

...Когда-то задумывалось, что, прогуливаясь по Новому Арбату, советские граждане должны были представлять себя в будущем. Или за границей: череда ярких витрин с солидными ресторанами или непринужденными кафе, магазин одежды или целое царство для книголюбов — Дом книги. И все это — на фоне монолитных гигантов, от взгляда на которые кружилась голова.

— Новый Арбат — самый радикальный жест модернистского градостроительства, реализованный в Москве, — рассказывает директор по исследованиям Института модернизма Анна Броновицкая. — Прорезав нежную ткань арбатских переулков широкой прямой магистралью и воткнув туда 22-этажные здания, перекрывающие горизонт крупными прямоугольными мазками, а не истончающиеся к небу резным силуэтом, как сталинские высотки, архитекторы переступили порог, за которым пришлось остановиться.

По словам Анны, Новый Арбат, или проспект Калинина, должен был быть только частью большого плана радикальной реконструкции Москвы. Но после завершения в 1968 году первой очереди невероятной улицы ввели высотные ограничения на строительство в центре города. И вторую часть плана строительства — от Арбатской площади до стен Кремля — реализовывать не стали.

Новый Арбат должен был стать этаким городом в себе. Идешь по бульвару — а там и магазины, и кафешки, и рестораны, и кинотеатры. Рядом — ясли, библиотеки и парикмахерские. В жилых домах — все, что нужно для уютной и современной жизни советского человека: залы для отдыха, игр и спорта, прачечные, помещения для хранения сезонных вещей, велосипедов и лыж. Уставшие строители светлого будущего могли отдохнуть на плоской кровле стилобата, объединяющего дома: там планировались озелененные площадки для солнечных ванн.

— Сами «книжки», которые должны были стать домами гостиничного типа для молодых семей, были первоначально развернуты в другую сторону, «раскрытой» стороной на юг и юго-запад, куда должны были выходить жилые комнаты, так что на северную сторону, к проезжей части, смотрели только кухни, санузлы и подсобные помещения. Однако Никита Сергеевич Хрущев, ознакомившись с проектом, нашел, что в таком повороте корпуса будут некрасиво смотреться из проезжающего автомобиля, и архитекторы послушно развернули их в другую сторону.

Однако времена менялись, а Новый Арбат оставался символом какого-то другого будущего, ветшая и устаревая. Яркие модернистские вывески не успевали за техническим прогрессом. А в 90-е строгость среды нарушили пестрые билборды от множества собственников, поделивших Арбат. Парковки вытеснили вазоны. Сами дома ждала незавидная участь: их то планировали замаскировать, то вовсе снести. Но в итоге не тронули.

Сейчас стоит себе огромный осколок советского прошлого, возвышаясь над старой Москвой. На время о нем забыли — и он зажил своей жизнью. На Арбате по-прежнему есть все: магазины и парикмахерские на любой вкус и кошелек, кафешки и гостиницы. Нет только зелени. Остались бесконечные торговые павильоны на фоне серых монолитных гигантов с парковкой у подножия. Несколько редких деревьев в начале и в конце Арбата да небольшие кустики на островках зелени никак не могут компенсировать железобетонного давления «книжек». Пройдитесь по улице теплым весенним вечером: люди сидят на небольших полянках, на клумбах и кое-как приспособленных к граниту деревянных дощечках. На Новом Арбате — беспорядок, как в старой квартире: вот тут поставили диван, вот сюда вроде влез шкаф, а вот здесь будет старый советский телевизор, с которого раз в год вытирают пыль. Символы поколений хаотично наслаивались одной на другой: кинотеатр «Октябрь» с модернистским когда-то фасадом и реклама фастфуда напротив, беспорядочные парковки с редкими деревьями...

— Но Новый Арбат обладает своей витальностью, он сопротивлялся унижению и сохранил свою идентичность, — заключает Анна. — Это единственная улица в Москве, где есть свое радио, а с появлением дешевых светодиодов он стал местом еженощного светового шоу. Не без потерь, но он дожил до возвращения интереса к своей архитектуре — и теперь ожидает обновления, спроектированного с уважением к уникальности своего архитектурного и градостроительного решения.

Площадь длиной в улицу

К реконструкции Нового Арбата подошли основательно, продумав все детали. Для начала архитекторы окунулись в среду: прогулялись по улице, поговорили с местными жителями, знакомыми с Арбатом не понаслышке.

— Чтобы понять атмосферу улицы, мы гуляли там и днем, и вечером, — рассказывает Дмитрий Столбовой, архитектор конструкторского бюро «Стрелка». — Смотрели, анализировали… Жильцы домов в основном жаловались на нехватку деревьев, свежего воздуха, на уличное мощение: качество совсем не на уровне центральной улицы столицы.

Но просто высадить деревья или заменить плитку было мало: улице не хватало своей общей идеи.

— Структура Нового Арбата предполагает две разные стороны, у каждой из которых свой характер, — рассказывает Николай Ляшенко, партнер компании «Цимайло&Ляшенко и партнеры». — Мы выделили для себя динамичную часть Арбата — там, где «книжки». Это быстрая полоса — там все время большой людской поток. Особенность другой стороны — со «свечками» — в том, что там заложено меньше функционала, меньше магазинов, есть жилые дома. И мы пришли к выводу, что это медленная и спокойная сторона с мини-площадками и сквериками. Они не транзитные, находятся в глубине улицы, там можно спокойно посидеть.

Именно усиление этого разделения на две разных улицы и стало базовой идеей реконструкции. На стороне с магазинами и «книжками» появится настоящий городской бульвар, который был там еще в 60-е. Но в 90-х годах прогулочную часть Арбата убрали в угоду веяниям времени: на ее месте возникла парковка.

— Мы хотим сделать это пространство цельным, — продолжает Николай. — Единый бульвар, площадь длиной во всю улицу. Ведь изначально эта сторона улицы и задумывалась как бульвар. Чтобы вернуть его, мы сделаем парковку на одном уровне с тротуаром: сейчас она выше. Это позволит во время праздников ограничивать доступ машин и использовать улицу как единый бульвар — для ярмарок, например.

Сокращение количества парковочных мест будет незначительным. При этом сами машины спрячут от посторонних глаз между деревьями. На бульварной стороне планируется высадить более ста деревьев: архитекторы выбрали остролистные клены. Деревья хорошо приживутся даже вблизи такой оживленной магистрали. При этом — никаких кадок: все клены посадят прямо в почву.

— Мы сохраним все те деревья, которые есть на Арбате сейчас, — рассказывает Дмитрий Столбовой. — Также мы учли, что деревья в основном реагируют на реагенты, которыми посыпают дороги в зимний период и которые попадают с проезжей части в зону озеленения. Мы предусмотрели такое устройство высадки деревьев, чтобы минимизировать попадание реагентов. Это будет такой гранитный борт вокруг дерева: чтобы меньше всякого попадало извне на почву и чтобы не было вымывания почвы и грязи на дорогах.

Как рассказали нам архитекторы, сама по себе высадка деревьев на этом участке Арбата — уже маленькая победа. Переплетение сложных подземных коммуникаций не позволило растянуть зеленый сад на длину всей улицы, как было задумано изначально: на определенных участках он все-таки прерывается.

Разделять зеленую зону и бульвар для променада по магазинам будет уличная мебель. На Арбате появятся две необычных лавочки — длиной по 150 метров каждая. Как пояснил авторы идеи, необычные «гулливеровские» скамейки должны соединить высотные здания, сделать их соразмерными фурнитуре. Сейчас на Новом Арбате практически нет мебели: горожане сидят на бордюрах или гранитных кадках, отделяющих парковку от тротуара.

Вместе с зелеными насаждениями на Арбате изменится и тротуарное покрытие. Согласно проекту, на улице положат крупноразмерную плитку: по ней удобно ходить на каблуках и с колясками, и, по словам архитекторов, она не будет скользить зимой.

Старая Москва на новый лад

На другой стороне улицы, там, где над городом возвышаются дома-«свечки», будет создано совершенно другое по своей атмосфере пространство.

— Это будет тихая аллея вдоль всего Нового Арбата, своего рода старая Москва, — рассказывает Николай Ляшенко. — Обусловлено это и меньшим количеством магазинов, и жилыми домами, и сквериками, которые находятся немного в глубине за домами.

Вдоль всей улицы будет тянуться зеленый «забор» из красного клена: осенью листья окрасятся в невероятный алый оттенок. Живое ограждение в первую очередь защитит прохожих от шума и грязи с улицы, а в солнечные дни будет создавать тень.

Вторить деревьям будет плитка. Гранит теплого красного оттенка создаст ощущение старых площадей прямо в центре города. Благоустроят и скверики прямо за домами.

— Мы создаем точки для тихих и спокойных посиделок, — объясняет Дмитрий Столбовой. — Где-то мы чуть-чуть улучшим скверы, опять же высадим деревья. Церковь Симеона Столпника в начале Арбата очень хорошо впишется в концепцию и площадей, и зеленого «забора».

Если парадная сторона с «книжками» явно создана для непринужденных летних прогулок по магазинам, то здесь, на камерной части Нового Арбата, выходить на променад надо ранней осенью. Когда клены на черных стволах зажгутся красным, на секунду исчезнет бурлящий город с машинами и пробками: вокруг — только спокойная булгаковская Москва, с узкими улочками и особым обаянием старого города.

Очистят и небо над улицей. Чтобы провода, свисающие над Новым Арбатом, не портили вид, их уберут под землю.

— По программе «Чистое небо» мы спрячем все кабели под землю, — объясняет Дмитрий Столбовой. — Уберем растяжки, рекламу. Это очень большая часть невидимой работы. И хотя снятие кабеля и прокладка его под землей — изменение малозаметное, но оно очень трудозатратное.

Вместе с проводами с улицы исчезнут и старые фонари. Вместо них появятся первые в Москве современные светильники в минималистичном стиле.

Новый Арбат — только начало

Высадка деревьев и облагораживание улицы — это только первый этап масштабной реконструкции Арбата.

— Согласно нашей идеологии, — объясняет Николай Ляшенко, — просто взять Новый Арбат и положить там новое мощение — недостаточно. По-хорошему нужно приводить в порядок все фасады домов. Мы создали единый дизайн-код на номера улиц, остановки, указатели. При этом в свое время на Новом Арбате было много пристроек, которые в будущем, скорее всего, уйдут. Наша идеальная картина — здания в первозданном виде, без шелухи с единым дизайном.

По мнению архитекторов, нужно облагораживать всю тыльную сторону улицы. Новый Арбат связан со старым узкими переулочками, которые сейчас похожи больше на задворки.

— Нельзя сделать все и сразу, мы будем идти постепенно, — рассказывает Дмитрий Столбовой. — Пока приведем в порядок Новый Арбат — дальше постепенно будем заниматься связями со старым городом: реконструируем лестницы и пандусы, поменяем мощение, освещение… Тем более что со стороны «свечек» мы уже в принципе заходим на внутреннюю территорию, когда занимаемся скверами и площадями. Там много визуальных просветов, и пешеходная связь со старым городом очень важна.

Кроме того, реконструкции буквально просят и другие улицы Москвы: не хватает деревьев, не везде мощение в идеальном состоянии, банально нет лавочек…

— Конечно, есть в столице с точки зрения благоустройства свои недостатки, но в целом городская субстанция достаточно позитивная, — продолжает Николай. — Но хотелось бы, чтобы при облагораживании архитекторы находили к каждому из мест свой подход, потому что все улочки и скверы имеют свои неповторимые черты и особенности. Нужно быть внимательным к деталям улицы, поверхностям, свету, думать об удобстве горожан.

Мартин Рейн-Кано: «АРБАТ СТАНЕТ УЮТНЕЕ»

Один из разработчиков проекта реконструкции Нового Арбата — Мартин Рейн-Кано, партнер Topotek 1, — ответил на вопросы «МК».

— Каким было ваше первое впечатление от знакомства с Новым Арбатом?

— Грандиозное. Эта магистраль в обрамлении высоких зданий, по сути, связывает две основные части Москвы — Кремль и набережную, что еще больше подчеркивает важность улицы в общей ткани города.

— Были какие-то упущения в изначальной планировке и какая идея легла в основу вашей концепции?

— Выполняя роль главной магистрали, Новый Арбат игнорировал пешеходов как основных пользователей города, поэтому здесь не было дружественной атмосферы и качественных общественных пространств. Главная идея нашего проекта — сохранить монументальность Нового Арбата и при этом вдохнуть в него человеческий масштаб, создать зоны комфорта и новые возможности для людей. Высадка деревьев и установка удобных скамеек привнесет более дружелюбную атмосферу на широкий променад ближе к старому Арбату; красочные необычные деревья добавят уюта жилой среде на противоположной стороне. Новый рисунок мощения подчеркнет проходы во дворы, пешеходную часть и т.д. Я думаю, в будущем можно будет еще больше развивать очарование «камерного» пространства.

— В чем вы черпали вдохновение, работая над проектом, — и, может, вы перенесли сюда какой-то опыт из своих берлинских проектов?

— Прежде всего нас вдохновляла величественность самого места. Что касается Берлина, он переживает обширный процесс трансформации на протяжении уже 20 лет, и, конечно, там также периодически предпринимаются шаги по изменению улиц в сторону более дружественных к пешеходам и велосипедистам. Вообще у нас большой опыт работы с крупными городами: проект Superkilen в Копенгагене, TXL — руководство по городскому дизайну в Берлине, штаб-квартиры KPM или Paris’ Le Croissant… Но я не могу вспомнить ни одной комплексной программы, похожей на «Мою улицу». Это уникальное предприятие, раскрывающее массу возможностей для горожан. Долгое время улицы рассматривались только как инфраструктура для царства скоростных машин. Пришло время разнообразить городские пейзажи и вспомнить, что жизнь бывает за пределами салона автомобиля.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру