Тихая сень столичных улиц

После реконструкции центр города стал похож на маленькую сказку

— Бабушка, смотри, какие фонари! — маленький мальчик с восторгом смотрит на чугунные завитки у основания светильника. Большая Бронная кажется ему чуть ли не музеем: красиво, чисто, ухоженно. Одно ощущение: как в Европе. И так преобразились большинство улиц в городе: по программе «Моя улица» в прошлом году в столице отремонтировали 47 улиц. Мы пообщались с москвичами на изменившихся улицах и узнали, какие города напоминает им обновленная столица.

После реконструкции центр города стал похож на маленькую сказку
Улица Большая Никитская до реконструкции...

Гул Тверской, зеленые заборы и горы новенькой плитки, которая вскоре покроет главную улицу, вызывают смешанные ощущения. Но всем, кого смущают временные неудоства, советуем пройти немного дальше и выйти на Большую Бронную. Старожилы припоминают центральную улицу в потрепанном виде: разбитые тротуары, бесконечная парковка и заплатки на дороге.

Когда у нас в прошлом году начали все ремонтировать, я тоже ворчала и ругалась все время, — вспоминает пенсионерка Людмила Павловна, живующая на Большой Бронной. — Долго ворчала, рабочих ругала... А потом, когда увидела, что наш убитый асфальт в ямах убрали — была в восторге! Плиточка теперь красивая, с тележкой идти удобно, а у меня ноги больные, мне по ямам прыгать уже никак...

Большая Бронная, хоть и находится в самом сердце Москвы, мало чем напоминает шумные и беспокойные проспекты. Чтобы избавиться от бесконечных парковок, убрали одну полосу движения и значительно расширили тротуар. Идешь теперь по чистенькой улице в тенечке, любуешься городом: цветы на подоконниках кафе, расслабленные москвичи за столиками прямо на улице и, главное, — тишина. Никаких машин, никаких пробок. При этом об автомобилистах тоже позаботились: на улице предусмотрены специальные «карманы» для паркующихся.

Старинные фонари по вечерам создают на улице настоящую сказку Андерсона, утопая в зеленой листве. Да и днем ими любоваться ничто не мешает: по программе «Чистое небо» над всеми улицами убрали портящие вид тяжелые провода.

Сворачиваем с тихой Большой Бронной на оживленную Малую. Здесь совершенная Италия: аккуратная, будто вчера уложенная плитка соседствует с велодорожками, прямо на подоконниках кафе, на мягких подушках сидят москвичи и под неспешный разговор наслаждаются летней погодой. По вечерам здесь — всегда такой романтический аншлаг.

— Знаете, я в прошлом году гуляла здесь еще с коляской, — рассказывает Елена с маленьким мальчиком сыном на руках. — И даже не хотелось здесь задерживаться. Улица как улица. Машины носятся, люди бегают. А сейчас мы уже немного подросли и приходим сюда гулять: очень красиво. Иногда просто ходим сюда на подоконнике посидеть, посмотреть на велосипеды, на фонари красивые. Вот честно, я была в Праге недавно, и не знаю почему, но улица очень напоминает старую Прагу. Очень уютно.

Наплывы посетителей после преображения отметили и в местных кафешках: горожанам пришелся по вкусу такой уют.

Особой достопримечательностью улицы стала велодорожка. Любители двухколесного спорта теперь могут не вилять между пешеходами, опасаясь кого-нибудь ненароком сбить. По своей собственной, благоустроенной, отдельной полосе они пролетают по улице без опаски.

... и после реконструкции.

— Я, конечно, рад такому вниманию со стороны властей, — рассказывает велосипедист Виталик. — Раньше, когда спешил, выезжал на проезжую часть даже. Неудобно и опасно. А когда появились дорожки, поначалу тоже не все было гладко: едешь, а люди идут тебе навстречу. А теперь все свыклись, перестали на полосу выходить. Красота. А еще и район здесь такой красивый. Я иногда, даже если не по пути на работу, все равно сворачиваю на Малую Бронную, делаю крюк: здесь и красиво, и удобно.

Соседняя с Малой Бронной Спиридоновка тоже преобразилась прошлым летом. Но в отличие от соседки, сюда ходят не за уютными кафешками, а, скорее, за тишиной и покоем. Вместо ряда машин, еще в прошлом году прочно занимавших места в любом свободном углу, на Спиридоновке появились лавочки. В тени импровизированнного скверика, у памятника Александру Блоку, на скамейках всегда найдешь человека с книгой.

— А тут хорошо, — улыбается мне пенсионер Иван Михайлович, — все думают, что здесь автомагистраль, центр, и не идут. А здесь тишина теперь. Я каждое утро прихожу, сижу с книжечкой, на Блока смотрю. В тенечке особенно хорошо. А во дворы здесь не особо спрячешься: шлагбаумы, ворота, где-то и лавочки нет.

Променад вдоль Спиридоновки — одно удовольствие. На старейшей улице Москвы положили плитку: красивую и большую, чтобы дольше держалась, а у прекрасной половины города не застревали каблуки.

Не забыли на этой улице и о велосипедистах и мамах с колясками: съезд с каждого тротуара на пешеходный переход стал плавный, без бордюров. От постоянных прыжков колесный транспорт портился. При этом все подобные зоны выделены плиткой другого цвета.

На маленькую сказку похожа и Малая Никитская. Движение здесь поактивнее, чем на Бронной, но все равно нет никакого ощущения центра города: тихая, уютная окраина. Такой она была не всегда. До реконструкции лоска европейских городов на Малой Никитской не было: разбитый асфальт, свисающие провода, вечные пробки из решивших сократить маршрут, забитые авто тротуары. Не к лицу центральной улице выглядеть хуже задворков. Поэтому на Никитской положили красивую крупноразмерную плитку, обустроили велодорожку по всем правилам и, как и везде, поменяли освещение. Красивые круглые фонари напоминают светильники в Северной столице: когда они зажигаются под вечер, начинается настоящая магия.

— Я видела нечто подобное в Париже, — на ломаном русском рассказала нам англичанка Джейн. Они с другом приехали в Москву по работе, но решили посмотреть исторический центр. — Все очень уютно, даже уходить не хочется.

То, что улицу покидаешь с неохотой — правда. На удобной лавочке под цветущей сиренью хочется провести часок другой.

Чтобы попасть на Большую Никитску, сворачиваем в Скорятинский переулок. И сразу — контраст: асфальт с трещинами и повальное засилье машин. Припаркованными автомобилями заняты обе стороны и так узенького переулка. От тротуара осталось — всего ничего, ни с коляской, ни на велосипеде уже не протиснешься.

А на Большой Никитской же, как и положено, размах. Красивым старинным особнякам, наконец, подобрали достойное обрамление: аккуратное мощение, не испортившееся за год, упорядоченная парковка и чистое небо. Сами жители улицы рассказывают, что давно не видели ее такой нарядной.

— У меня с Никитской связана вся жизнь, — рассказывает Светлана, живущая напротив Дома литераторов, — и, честно говоря, давно не видела такой чистоты: от асфальта у нас была вечная грязь, лужи. А сейчас даже в дождь пройтись не страшно. А если спуститься ближе к Кремлю, то вообще настоящая Европа. На Берлин похоже, как мне кажется.

Про реконструкцию столичных улиц можно говорить разное: и дорого, и не нужно, и бессмысленно. Только сами москвичи признаются: давно не видели город таким красивым, праздничным и ухоженным. Каждому из наших собеседников Москва напомнила разные города: Прагу, Берлин, Санкт-Петербург. Но, несмотря на все это, столица не потеряла своего подлинного обаяния и своей исторической красоты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру