На Москву бросали танки: как боролись со снегопадом в старину

Требуется очень толстый дворник

Рекорд снежного изобилия установлен в Первопрестольной. Столь мощного удара зимней стихии наш город не получал полтора столетия! Но если современная Москва смогла противопоставить атакам Снежной королевы целую армию специальной техники, то как же умудрялись в стародавние времена справляться с сугробами на улицах и во дворах? – Вот лишь несколько штрихов к тем позабытым уже ныне снежным «баталиям».

Требуется очень толстый дворник

Впору вспоминать песню из любимого репертуара наших пап и мам: «...а снег кружил и падал, а снег кружил и падал...» Впрочем дальнейшего развития событий, связанных с упомянутым погодным явлением, это лирическое произведение не описывало. Так что от лирики переходим к прозе жизни.

Итак, требуется убрать много-много выпавшего снега. Вопрос: чем его убирать и куда убирать?

В Москве эпохи строительства развитого социализма – 1960-х – конца 1970-х гг. – имелось уже довольно много специальной техники. Самыми запоминающимися, заставляющими некоторых прохожих (особенно мальчишек) останавливаться на улицах и завороженно смотреть на «процесс» были так называемые лаповые снегопогрузчики, получившие в обиходе прозвище «золотые руки», и громко ревущие роторные снегоуборочные машины, извергавшие с мостовых на соседние газоны впечатляющую снеговую лавину. Однако таких чудес техники не всегда хватало, поэтому привычным делом для москвичей были высокие снежные баррикады, наметенные между пешеходными тротуарами и проезжей частью. Подобная особенность при многих своих минусах имела и один ощутимый плюс. – Перейти улицу гражданам из-за сугробов удавалось далеко не везде, приходилось волей-неволей идти до перекрестка или «штатного» пешеходного перехода, которые были расчищены, и это способствовало значительному сокращению ДТП с участием пешеходов.

В некоторых особо экстремальных погодных условиях городские власти даже прибегали к помощи военных. Например, один из старожилов Ленинградского шоссе вспоминает, как в начале 1960-х после особо мощного снегопада, накрывшего столицу, на расчистке главной трассы и примыкавших к ней улиц в районе нынешней станции метро «Войковская» работали несколько специально привезенных сюда танков, которые снабжены были плугами-отвалами, и еще более внушительных по внешнему виду саперных машин разграждения.

Собранный с улиц и площадей снег старались, конечно, вывозить. На набережных Москвы-реки и Яузы к приходу зимы оборудовались специальные зоны снегосборса: на протяжении нескольких десятков метров снимали чугунные решетки декоративного ограждения, рядом ставили деревянную будочку дежурного и дальше сюда один за другим подруливали самосвалы, груженые снегом, и опрокидывали содержимое своих кузовов прямо в реку. – Быстро и удобно!

Однако в наше время от подобной не экологичной технологии отказались: уж слишком много грязи и всякой «химии» содержится в сгребаемой с улиц снежной массе! Поэтому нынче весь собираемый в городе снег утилизируют в специальных снегоплавильных пунктах, где предусмотрена отправка получившейся жидкости на очистку.

Фактически произошло возвращение к подзабытому уж было прошлому. Ведь в дореволющионной Москве, в городе 1920-х – 1940-х гг. снег в реки тоже не вываливали. Правда, отнюдь не из соображений экологии. Попросту и Яуза, и Москва-река тогда зимой гарантированно замерзали!

Так что нашим дедушкам-прадедушкам приходилось тоже заниматься растапливанием собранного с улиц и дорожек снега. Для этого на протяжении многих десятилетий непременным атрибутом городского хозяйства были так называемые снеготаялки. Проще говоря, передвижные металлические печки, снабженные специальными бункерами для наваливания снега и желобами для стока образовавшейся воды. Габариты снеготаялок варьировались в очень широких пределах. Были совсем маленькие – на основе примитивных печек-«буржуек». Ими пользовались дворники, убиравшие придомовую территорию. Такой агрегат устанавливали где-нибудь в дальнем уголке двора, и туда возили на санках с установленным на них ящиком сгребаемый с дорожек снег. Но можно было встретить и настоящих «монстров» для тепловой переработки снега.

«На Красной площади с момента наступления снежного времени творится нечто невообразимое. На середину площади из разных мест свозятся сотни возов снега. Для уничтожения его возведены две громадные снеготаялки. И вот с утра до позднего вечера Красная площадь окутана смрадным дымом от тающего снега и горящих дров в топках снеготаялок...» («Московский листок», 8 февраля 1913 г.)

Чем расчищали в старину городские улицы от толстого слоя выпавшего снега? – Практически везде приходилось справляться со столь тяжелой работой вручную. На вооружении у многочисленных дворников были широкие деревянные лопаты, метлы, скребки для удаления наледей... Механизация процесса до поры до времени оставалась на нуле. Лишь кое-где можно было увидеть спец-технику. Например, с появлением в городе конного трамвая рельсовые пути очищали от снега при помощи специальных вагончиков с плугами. Их тащили лошади. А после перехода на электрическую тягу работу поручили трамваям-снегоочистителям, снабженным такими же плугами или вращающимися от электромотора щетками.

Весьма примитивно выглядело лет 100 тому назад приспособление для «скоростной» расчистки заваленных снегом дорог. Оно представляло собой треугольную раму-плуг, сбитую из прочных досок и снабженную оглоблями. Когда лошади волокли такую конструкцию по снежной целине, треугольник, действуя, словно нос ледокола, раздвигал снег в стороны, оставляя за собой торную дорожку шириной как раз для проезда одного санного экипажа. К слову сказать, непременным условием качественной расчистки с помощью такой волокуши был ее значительный вес, поэтому порой, чтобы треугольник лучше разгребал снежные заносы, на него сверху садились один-два дворника (желательно потолще – для тяжести).

При этом следует отметить, что в старой Москве было категорически запрещено полностью соскребать весь слой снега и льда с мостовых. Такое строгое правило существовало ради удобства езды по зимнему городу: ведь большинство конных экипажей тогда на период царствования Деда Мороза переходило с колес на полозья. Чтобы саням было легко скользить по проезжей части, иногда (скажем, в случае затяжной оттепели) приходилось даже брать снег из сугробов во дворах и рассыпать его по улице, прикрывая образовавшиеся проталины.

Обязанности по уборке снега в огромном городе были строго расписаны и регламентированы. Вот, к примеру, что по этому поводу гласили «Обязательные постановления по содержанию в исправности и чистоте площадей, улиц и тротуаров», утвержденные Городской думой в мае 1875 года:

«Зимою сметание с тротуаров снега, скалывание льда и посыпание тротуаров песком должно быть производимо ежедневно... В случае выпадения снега или метели в течение дня, сметание снега должно быть производимо и по несколько раз в день так, чтобы проход по тротуару был всегда свободен и расчищен... Сметаемый с тротуаров снег и скалываемый лед запрещается сваливать на улицу. В продолжение всей зимы ухабы на улице должны быть разравниваемы, а обочины около тротуаров и лотки очищаемы от рыхлого снега... Снег и лед, грозящие падением с крыш, должны быть немедленно сбрасываемы. При очистке крыш улица и тротуар перед домом должны быть загораживаемы в предупреждение проходящих и проезжающих. Очистка крыш должна оканчиваться к 10 часам дня, сбрасываемый же с крыш снег и лед должны быть убираемы немедленно... Обязанность очистки улиц и тротуаров лежит на владельцах домов и земель, к коим примыкает улица и тротуар... Пространство замощенных или не замощенных улиц, переулков и тротуаров, подлежащее обязательной очистке, для каждого домовладельца определяется: в длину – пространством владения по улице, а в ширину – половиной ширины улицы.... Владельцы домов, выходящих на площади, обязаны очищать тротуар и улицу в ширину на 7 с половиною сажен...»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру