Горожан возмутила странная реставрация станции метро «Киевская»

Метро дало провод для беспокойства

В начале декабря объектом критики общественности стала станция метро «Киевская» Филевской — она же голубая, она же номер 4 — линии. Недоумение вызвала недавняя реставрация. В так называемом аванзале, то есть на «верхней лестничной площадке» станции, где идет основной поток пассажиров на выход и к Кольцевой линии, блогеры пригляделись и сфотографировали мраморную стену, закрытую множеством примитивных пластиковых кабель-каналов. Смеха было меньше, чем досады: ну вот, «наши» всегда так, ничего до конца сделать не могут.

Метро дало провод для беспокойства

— Реставрация перронного зала станции «Киевская» Филевской линии завершилась в 2017 году, — сообщили «МК» в пресс-службе Московского метрополитена. — Специалисты восстанавливали пол на платформе станции, путевые и торцевые стены, реставрировали колонны, а также воссоздавали исторические светильники. Участок стены аванзала на фотографии не входил в зону реставрационных работ и был закрыт металлоконструкциями. Ранее здесь было техническое помещение, которое сейчас демонтировано.

Сейчас администрация подземки «рассматривает возможность переноса коммуникаций по согласованию с Департаментом культурного наследия», рассказали в пресс-службе.

По этому поводу хочется заметить две вещи. Во-первых, угол аванзала «Киевской», получивший на прошлой неделе свои несколько дней славы, много лет был занят не просто «техническим помещением», а метрополитеновским буфетом — сеть этих заведений фастфуда, запомнившаяся острыми блинчиками-буррито, существовала в Московском метрополитене с конца 90-х годов (первые закусочные под вывеской «Метро-экспресс» появились в 1999-м) до января 2014-го. Тогда работа буфетов была приостановлена — по одной версии, из-за несоответствия санитарным нормам, по другой, в силу новых антитеррористических стандартов. При реставрации станции «наводили порядок». К тому моменту уже было очевидно, что работа буфетов не возобновится, и павильон наконец разобрали. А жаль, кстати: расположение этих точек фастфуда было идеальным для быстрого перекуса во время перемещений по городу. Кабель-каналы, таким образом, можно считать своего рода мемориальной доской почившей сети метрофастфуда.

Во-вторых же, мгновенное и некритичное распространение фотографии в Интернете лишний раз демонстрирует невысокий уровень доверия москвичей к реставрации старых станций метро. В 2018 году мишенью подобной критики становилась реставрация сразу нескольких метрополитеновских объектов: наземных вестибюлей станций «Сокольники» и «Кропоткинская», ранее в неграмотной реставрации уличали подрядчиков, работавших на станции «Красные ворота». Атмосфера недоверия, по сути, сопровождает реставрацию старых станций метро с самого начала — достаточно вспомнить, как была встречена градозащитниками реконструкция (именно так этот процесс именовался в документах метрополитена) «Маяковской», длившаяся всю вторую половину 2000-х годов.

— Результат только что завершенных аналогичных работ на «Октябрьской», — писала в 2011 году координатор движения «Архнадзор» Наталья Самовер по поводу начала работ на вестибюле «Парка культуры»-кольцевой, — заставляет опасаться самого худшего — грубого и пошлого искажения исторического облика памятника, безвозвратной утраты его подлинных элементов, «опопсения» того, что было создано в эпоху последнего в нашей истории «большого стиля».

Один из примеров реставрации, которая метрополитеном и городом была воспринята как удачная, а градозащитниками как вопиюще неграмотная — уже упомянутая «Маяковская». Замена знаменитой отделки из поделочного камня родонита была проведена грубо и с удешевлением сорта камня, утверждала тогда архитектор Наталья Душкина, внучка автора станции.

Учитывая, что для абсолютного большинства пассажиров искажения в процессе реставрации незаметны, а свежесть и лоск внешнего вида станций после работ очевидны, общий подход к работам метрополитеновских подрядчиков в целом победил. За 2010-е годы были отреставрированы десятки объектов — и станции целиком (как «Бауманская»), и отдельные вестибюли (как «Таганская»-кольцевая, «Лубянка»). И почти по каждому из объектов у градозащитников есть нарекания, которые руководство подземки с той или иной степенью изящества парирует.

В отдельных случаях, когда нарушения при реставрационных работах становятся вопиющими, включается механизм защиты культурного наследия. Так, 5 сентября 2018 года Замоскворецкий суд признал ООО «КаскадЭнерго» виновным в проведении несогласованных работ на станции «Красные ворота» и присудил компании штраф в размере 200 тысяч рублей. Проверки ДКН назначались и по сигналам горожан о подозрительных работах на вестибюлях «Кропоткинской» и «Сокольников». Но там комиссия установила, что горожан встревожили временные работы, которые не исказят конечный результат реставрации.

Впрочем, по завершении работ их результат вновь устроит руководство метрополитена и, скорее всего, будет далек от идеала научной реставрации. А пассажиры по дороге на работу почти ничего не заметят. Разве что общее ощущение — «станция похорошела». И вот с этим ощущением (которое, кстати, вполне присутствует на «Киевской» Филевской линии) пластиковые кабель-каналы, оставшиеся от буфета метро, никак не «бьются». Так что коммуникации придется либо оперативно заделывать, либо же восстанавливать буфет. И то, и другое неплохо.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру