Адвокаты оценили продление «коронавирусного режима» судов: «Защищаем воздух в клетке»

Радость от открытия с 12 мая храмов правосудия оказалась преждевременной

С 12 мая российские суды начнут потихоньку возвращаться к нормальному режиму работы. Храмы правосудия, похоже, обречены стать одними из первых (наряду со стройками и промпредприятиями), кому придется научиться жить бок о бок с коронавирусом. Во всяком случае, этого от них потребовал Судебный департамент при Верховном суде РФ. Правда, что такое «нормальный режим» и где у этой нормы границы, никто не объяснил. 12 мая еще даже не завтра, а итоги уже есть, причем печальные. Ни судьи, ни адвокаты толком не понимают, как они будут работать после майских.

Радость от открытия с 12 мая храмов правосудия оказалась преждевременной

Новость об открытии судов прозвучала как гром среди ясного неба. Слишком уж серьезный резонанс – буквально накануне мэр Москвы Сергей Собянин объявил о продлении режима самоизоляции для жителей столицы до конца мая. Вслед за ним такое же решение принял губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Все уже худо-бедно смирились с тем, что работать в ближайшие недели можно будет только стройкам и предприятиям промышленности. Остальным – в мае маяться. И тут такое: суды решено с 12 мая открыть.

Весть, которая для одних стала благой, а других ввергла в ступор, прилетела из Судебного департамента при Верховном суде. Ведомство разослало по всем судам страны письмо с таким предложением:

«Начиная с 12 мая 2020 года осуществлять деятельность судов и органов Судебного департамента в полном объеме и в составе работников, определенном штатным расписанием».

Значит ли это, что для судебной системы эпоха ковида осталась в прошлом? Работаем, как будто ничего не было? Нет. И об этом сразу же далее говорится в письме:

«…за исключением сотрудников, у которых выявлено заражение новой коронавирусной инфекцией».

Работники суда из цепочки контактов с заболевшим тоже будут от работы отстраняться.

И вот уже на этом этапе эксперты видят массу проблем. По словам бывшей сотрудницы одного из московских районных судов Лидии Михайловой, работа в суде предполагает постоянное общение с коллегами. Секретари и помощники судей постоянно в течение дня перемещаются из своих кабинетов в залы заседаний, а оттуда - в канцелярию или архив. А как мы все помним, вирусологи подсчитали, что коронавирус живет несколько дней на поверхностях. В том числе и на поверхностях судебных дел. Чихнул заболевший сотрудник на том уголовного дела – как быть? Дело сжигать или поливать антисептиком? Надежда на полный переход на электронный документооборот пока мизерная. А вот риски подхватить заразу, перелистывая очередной многотомник, весьма реальны.

Очевидно, председателям судов предстоит в феноменально короткие сроки выработать совершенно новый принцип работы. Эта задача лежит именно на них, Судебный департамент лишь дал свою рекомендацию относительно даты старта выхода из режима закрытых дверей.

- В соответствии с законодательством за организацию деятельности в каждом суде отвечает председатель, - пояснили в Судебном департаменте при ВС. - Поэтому все вопросы будут решать председатели каждого суда.

На деле разные суды решили совершенно по-разному. Одним из первых отреагировал Мособлсуд. На официальном сайте появились разъяснения насчет нового режима работы с 12 по 31 мая. Самое главное: слушателям и сторонним зевакам в суд вход, как и прежде, запрещен. В здание будут допущены только участники процесса.

«В целях ускорения процедуры пропуска участников судопроизводства в здание суда убедительная просьба иметь при себе извещение о слушании дела в Московском областном суде» - говорится в памятке.

Еще одно новшество – нельзя опаздывать. Пропуск в здание Московского областного суда оформляется не ранее, чем за один час до начала судебного заседания, -  уточняется на сайте. Вероятно, это для того, чтобы стороны процесса не толпились и не нарушали социальную дистанцию.

Далее из продиктованных временем новинок – масочный режим. В памятке упоминаются маски и респираторы – на выбор посетителя. Социальная дистанция стандартная, полтора метра.

В регионах суды тоже взялись за составление инструкций для полумирной жизни. Например, Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратов) объявил о возобновлении с 12 мая рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел. Правда, служители Фемиды сразу дали понять: риск, конечно, дело благородное, но льгот не дает.

«Личное участие в судебных заседаниях Первого кассационного суда общей юрисдикции не представляет каких-либо льгот и преимуществ в сравнении с участием в судебных заседаниях посредством систем видеоконференц-связи и (или) веб-конференции» - говорится на сайте суда.

К масочному режиму в разных судах тоже подход творческий. Если для Подмосковья достаточно маски или респиратора, то в Саратов на кассацию ехать придется еще и в перчатках.

Юристы и адвокаты к перспективе ослабления противоэпидемического режима в судах отнеслись по-разному.

«Вот я живо представляю себе, как в лифтах АСГМ (Арбитражный суд города Москвы – прим. авт)  будет соблюдаться дистанция в 1,5 метра,  через 2 недели проверю, - прокомментировал попытку вернуть суды к прежней жизни юрист Алексей Артюх на своей странице в соцсети. - Не устаю напоминать, что для всех юристов, кроме адвокатов и сотрудников суда, посещение сего богоугодного заведения, "работающего в штатном режиме", будет нарушением пропускного режима почти всегда. Думаю, надо к стоимости услуг начать накидывать «по пятёрке на штрафы».

Адвокат Александр Костанянц, который защищает фигурантов скандального «кокаинового дела» и дела о похищении певца Авраама Руссо, напротив, возлагает на открытие судов большие надежды. По словам защитника, обещанные на период ограничений слушания о продлении арестов с видеоконференцсвязью на деле выливаются в отсутствие обвиняемых даже на экране.

- Все СИЗО оборудованы системами видеосвязи, но у нас в Солнцевском суде (по «кокаиновому делу» - прим. авт) регулярно продления меры пресечения проводились без видео, без наших доверителей, - негодует адвокат. - Мы были вынуждены защищать воздух в клетке, мы не смогли исполнить свою обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи.

Отобрать присяжных и по «кокаиновому», и по другим уголовным делам в режиме ограниченной работы судов тоже невозможно. Поэтому такие процессы пока в режиме паузы. Как подчеркнул Александр Костанянц, все это время обвиняемые продолжают сидеть в СИЗО. Надежд взыскать потом компенсацию за нарушение разумных сроков правосудия нет никаких, уверен защитник.

Истцы и ответчики по гражданским делам в подавляющем большинстве тоже пока ждут у моря погоды. Например, в незавидном положении оказались Ольга Кормухина и Полина Гагарина. Звезды судятся за права на аранжировку песни «Кукушка» с июля прошлого года. Судя по электронной картотеке Тверского суда Москвы, производство по делу не приостанавливалось. Слушания просто откладываются, но сразу с запасом по времени. 1 апреля очередное заседание было перенесено сразу на 19 мая. В обычной ситуации для судебной системы такой интервал – нонсенс. На полтора месяца отложить разбирательство можно, пожалуй, только из-за болезни или отпуска судьи.

Но и на то, что судьба знаменитой песни авторства Виктора Цоя будет решена в ближайшие недели, надеяться не приходится. Мосгорсуд уже дал свои инструкции для московских судов. Столичная Фемида пока продолжит работать в том же режиме, что и последние полтора месяца.

- Режим работы судов общей юрисдикции города Москвы, действовавший в период с 08 апреля 2020 года по 11 мая 2020 года включительно, сохраняется до 31 мая 2020 года, - пояснила пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова. - Доступ в здания судов лиц, не являющихся участниками процессов, в том числе представителей средств массовой информации, по-прежнему ограничен. В случае улучшения  санитарно-эпидемиологической обстановки об изменении режимы работы судов общей юрисдикции будет сообщено дополнительно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру