После трёх месяцев карантина московские курьеры заговорили о забастовке

«Пешие заказы» предлагают относить за 5 км

06.06.2020 в 16:39, просмотров: 2466

Уже несколько лет мы наблюдаем, как в Москве растет индустрия курьерской доставки. Когда многие тысячи людей, работающих на крупные компании-агрегаторы, надели униформу, масштаб этого сектора стал очевиден. За два с лишним месяца самоизоляции, когда залы общепита и непродовольственные магазины были закрыты, курьеры — особенно по доставке еды - стали незаменимы. Мы встречаем их у порога дома (или даже принимаем еду бесконтактным способом), расплачиваемся карточкой — и, как и раньше, очень приблизительно представляем себе жизнь этих людей. И лишь иногда проблемы курьеров выходят наружу — как случилось 5 июня, когда доставщики, работающие на одного из «китов» доставки еды, объявили, что готовят забастовку.

После трёх месяцев карантина московские курьеры заговорили о забастовке

Ещё в начале режима самоизоляции стало понятно: наступил наконец звёздный час индустрии доставки! За одни только сутки 30-31 мая, по данным одного из порталов по поиску работу, число курьерских вакансий возросло в 3 раза. Весь апрель мы шутили: мол, многих сократили на работе – куда же им податься, если не в курьеры?..

Однако на практике всё куда печальнее – это стало очевидно днём 5 июня, когда работники одного из крупных агрегаторов заговорили о забастовке. Речь, правда, шла не о многолюдной акции протеста (какая случилась, например, в середине мая на огромном оптовом рынке продовольствия в Новой Москве), а о вполне интеллигентном мероприятии. К головному офису съехалось около 40 человек — и, как и на оптовом комплексе, единственным их «очным» требованием было поговорить с руководством компании.

Через видеообращения активисты-курьеры еще днем ранее сообщили, в чем проблема: радиус пешей доставки компания увеличила, а это значит, что курьеру-пешеходу может выпасть заказ, который нужно пешком и срочно доставить, например, за 5 километров. Вкупе со штрафами за «просрочку» заказа и невозможностью отказаться — это значительно ухудшает условия труда. Предполагавшаяся забастовка имела целью вернуть прежние условия.

На разговор с курьерами владельцы бизнеса не вышли, но прокомментировали их претензии для прессы. «Мы изучили информацию, появившуюся вчера в социальных сетях, и пришли к выводу, что она связана с тестом по увеличению зон доставки для пеших курьеров, - сообщили в пресс-службе компании. – Тест проводился в Москве несколько дней и был завершен еще до появления жалоб. Некоторые курьеры получили штрафы за отказ от принятия заказов с увеличенным расстоянием, чем и было вызвано их недовольство».

Штрафы в итоге агрегатор пообещал снять, «эксперимент» также прекращен. Тон обращения показывает желание сохранить лицо, но при этом очевидно: подействовал именно скандал, угроза протестной акции. Дело в том, что, хотя периодически в новостных лентах попадаются фото и видео очередей в кадровых центрах компаний доставки — то есть устраивающихся на такую работу достаточно много — но при этом объем работы многократно вырос и снижаться не собирается.

- Мы пока не собираемся снижать число наших курьеров, - рассказал «МК» представитель одного из крупнейших операторов доставки, обслуживающего интернет-магазины. - Дело в том, что, хотя самоизоляция завершается, многие люди по-прежнему опасаются вируса и в опросах, которые мы проводим, указывают, что собираются и дальше пользоваться онлайн-шопингом. Есть также многочисленная группа клиентов, которые во время эпидемии привыкли к покупкам по интернету и теперь находят их более удобными.

А работа по доставке еды, продуктов и других товаров между тем все еще остается маргинальной.

- Я в хороший день могу заработать больше 5 тысяч рублей, для меня ничего не изменилось в этом смысле с прошлого года, - рассказал 21-летний Роберт, работающий доставщиком еды. - Но это очень тяжелая работа, вы сами попробуйте. Сейчас она стала еще тяжелее, потому что я обязан носить маску и перчатки. Проработать в них целый день на ногах — у меня после смены сердце бьется, как от литра кофе! Заказов в сети стало больше, конечно, но я как делаю максимум 20 заказов в смену, так и делаю — больше не получится. Так что это не у нас денег стало больше, а у фирмы стало больше курьеров. И денег тоже.

О том, каково работать в доставке непривычному к такому ремеслу взрослому человеку, «МК» рассказал Владимир Поярков, индивидуальный предприниматель из Московской области, который два месяца во время пандемии, чтобы не сидеть без дела, устроился развозить заказы для онлайн-магазинов. «На тебя давят и клиенты — которые тебя в глаза не видели, но ты им уже всё должен — и контора. Никого не интересует, какая дорога — а теперь мы доставляем еще и в садовые товарищества, там очень по-разному бывает. Никого не волнует, по моей вине я отстаю от графика или мне не открыли шлагбаум. А пару раз было, что я заехал и не мог выехать целый час — ждал попутку из закрытого двора. Говорят, раньше давали чаевые — не знаю, теперь точно не дождешься, все же «избегают наличных». В общем, учитывая расходы на бензин, работал от скуки, почти в ноль. А если кто-то этим на жизнь зарабатывает — я очень понимаю, что они начинают бастовать».

Забастовки или акции протеста курьеров в России уже происходили: так, в 2019 году «бунтовали» доставщики крупнейшего непродовольственного онлайн-супермаркета в Санкт-Петербурге. Тогда причиной была вроде бы случайность — программный сбой, в результате которого курьерам были без причины начислены штрафы. Но готовность к хотя бы полувиртуальным акциям — как 5 июня — уже кое о чем говорит: сообщество из сотен тысяч людей, привыкших к физической работе, находящихся в не очень выгодном социальном положении и оснащенных инструментами коммуникации — вещь достаточно взрывоопасная. Пока что это сообщество «показывает зубы» - причем, похоже, вполне мотивированно — лишь своим работодателям (а «уберизованные» сервисы такси и доставки уже несколько лет известны своей жесткостью по отношению к сотрудникам). Но если этим людям случится «разозлиться» на общество в целом... Вопрос — хотим ли мы, чтобы было как сейчас в Америке? - вполне имеет смысл.


|