Баранка от «шефа»: по счетчику

Московскому такси исполняется 95 лет

Одинаковые новенькие черные машины, ожидавшие пассажиров, появились в Китай-городе, у Трех вокзалов, на Тверской... День рожденья московского такси как полноценного пассажирского сервиса известен точно — 21 июня 1925 года. С тех пор прошло несколько эпох в истории столичного транспорта; такси стали сначала отечественными, а потом снова иномарками, на них появились шашечки и желтые «гребешки». Но суть осталась одна и та же: такси — это перевозка пассажиров на легковых автомобилях по установленным тарифам со специальным счетчиком-таксометром.

Московскому такси исполняется 95 лет

Во времена первых московских такси эта услуга была, несомненно, премиальной, как сказали бы маркетологи. Тариф — 50 «твердых», постинфляционных копеек за километр ночью и вдвое меньше днем — был весьма ощутимым. До самой Великой Отечественной войны такси — и среднего класса ГАЗы и «Эмки», и тем более люксовые ЗиС-101 — работали в нынешних категориях «Бизнес» и выше. Вызов такси по телефону стал доступен в 1934 году и стоил 4 рубля сверх общей суммы поездки. Так что основная масса советских людей видели эту услугу разве что в таких фильмах, как «Музыкальная история», где таксистом работает персонаж оперной звезды Сергея Лемешева.

Резкая демократизация этой услуги произошла в послевоенные годы. Были приняты политические решения на самом верху: такси должно быть доступным для советского человека транспортом. И действительно, в пятидесятых годах прошлого века таксомоторами начали пользоваться даже студенты — хотя, разумеется, не каждый день. Государственные тарифы, которые московские мастера-таксисты называли «по Моссовету», были невысокие: в начале 60-х годов это было 10 копеек за километр. Машин и таксопарков не хватало, до самого конца советской эпохи инфраструктура расширялась, а тарифы повышались всего несколько раз.

- «Мастерами» мы называли водителей, которые, что называется, умели жить, - рассказывает Виталий Клюев, историк такси и бывший директор одного из столичных таксомоторных парков. - Например, до середины 60-х годов у нас было официальное маршрутное направление Москва — Ялта. Делали так: по гостарифу плюс обычно чаевые везли курортников в Крым, затем нам по нормам было положен отдых перед обратной дорогой. Но те, кто хотел заработать, не отдыхали, а возили туристов уже по Крыму. Таким образом заработок был выше официального.

В девяностые годы прошлого столетия московские таксисты вошли самоуверенной, но дезорганизованной корпорацией: таксопарки и автомобили разрешили приватизировать, но водители не были бизнесменами и в массе своей не рассчитали своих бюджетов, рассказывает Клюев. В результате очень многие быстро разорились, не сумев вовремя обновить свои автомобили. В отлаженную индустрию такси вновь превратилось уже в 2010-е годы, с появлением агрегаторов — таких, как Яндекс.Такси. Сейчас в Москве и Подмосковье зарегистрировано почти 150 тысяч автомобилей такси — немыслимое по советским временам количество. Из элемента престижа такси превратилось в один из ключевых видов общественного транспорта.

«Мы чтим традиции пассажирского такси и рады, что можем совершенствовать наш сервис, учитывая потребности пользователей. В последнее время развиваются и смежные службы, такие, как доставка еды и мелких посылок при помощи водителей. Недавний карантин в Москве хорошо показал, насколько незаменимой стала система такси, и насколько продвинутой даже по меркам мировых мегаполисов она стала в российской столице» - рассказали генеральный директор Яндекс.Такси Даниил Шулейко. 

День московского такси 21 июня получился праздником в полном смысле этого слова — таким, что хочется пожелать этому виду перевозок расти и развиваться как можно больше. В конце концов, в каком еще виде общественного транспорта можно так комфортно добраться куда угодно — читая, например, газету?