В Москве собираются разобраться с «летающими крысами»

Но к штрафам за кормление голубей горожане пока не готовы

В ближайшее время в России появится специальная служба орнитологической защиты, задачей которой станет забота о птицах. Службу поддержит Минприроды, а также холдинг международных орнитологических центров по реабилитации и репродукции ловчих птиц в России. Речь идет о привлечении прирученных хищных птиц, называемых также ловчими, к поддержанию порядка в воздухе там, где это необходимо. Ожидается, что она решит сразу несколько проблем — например, разгонит голубей и других птичек, которые обожают присаживаться на головы памятников и украшать их неэстетичными белым потеками. Есть и более важные проблемы — например, отпугивание птиц от взлетных полос аэропортов (мы помним, как птицы чуть не стали причиной трагедии в аэропорту Жуковский), а также мест, где летают вертолеты МЧС и других экстренных служб. Однако слова «контроль за популяцией» звучат достаточно мрачно — в воображении москвичей сразу рисуется безжалостное истребление птиц. Как это будет выглядеть на самом деле, разбирался «МК».

Но к штрафам за кормление голубей горожане пока не готовы

Первостепенная задача — разобраться, как именно обращаться с какими птицами. Недобрые москвичи давно называют голубей «летающими крысами», однако это не повод их отстреливать. Разумным решением могло бы быть, например, включение природного механизма регулирования популяции: у голубей и ворон имеются естественные противники. Такими могут быть ловчие птицы — крупные ястребы и соколы. В природе именно они справляются с избытком «вредных» птиц.

Подробно об этой проблеме корреспондент «МК» побеседовал с депутатом Мосгордумы, членом комиссии по экологической политике Игорем Бускиным:

— Мы привыкли к тому, что популяции диких животных в условиях урбанизированной территории нуждаются в поддержке и охране — в противном случае им угрожает гибель. Однако некоторые виды, обладающие наиболее мощными эволюционными механизмами, сумели приспособиться к городским условиям и успешно сосуществуют с человеком. Такие виды называют синантропными — из млекопитающих в Москве это, прежде всего, грызуны, а из птиц — городские голуби, утки, серые вороны, чайки. В ситуации избытка корма на городских помойках этим видам не угрожают ни голод, ни хищники: собаки и кошки, даже одичавшие, также предпочитают пищевые отходы. Бесконтрольное увеличение их популяции угрожает эпидемиологической обстановке в городе, сохранности элементов городской среды, а в некоторых случаях и безопасности — например, если стаи птиц летают в окрестностях аэропортов. Это значит, что популяцию необходимо регулировать.

— Слово «регулировать» звучит уже достаточно зловеще. Каким образом?

— Теоретически к этому существует два пути: физическое истребление и сокращение кормовой базы, в условиях которого синантропные виды начинают размножаться меньше. Первый способ пока еще общественно приемлем по отношению к грызунам — мышам и крысам: в городе действуют службы дератизации, применяющие ловушки и ядохимикаты. К птицам применять аналогичную тактику в наше время невозможно по соображениям гуманизма — горожане, пытавшиеся в нулевых годах отстреливать ворон из пневматического оружия, были справедливо обвинены в жестокости по отношению к животным. Таким образом, путь сокращения кормовой базы и гнездовий является единственным практически применимым по отношению к синантропным птицам.

— Для Москвы это реально?

— В Москве сейчас в этом направлении уже сделано главное: с введением раздельного сбора отходов и раздельных мусорных контейнеров для вторсырья и смешанных отходов порядка на площадках накопления отходов стало намного больше, а пищи для ворон и голубей меньше. Имеет смысл переоснащение столицы мусорными емкостями нового поколения — закрывающимися и потому недоступными для грызунов и птиц. Если задаться целью, уже через несколько лет при плановом обновлении контейнеров Москва получит закрываемые баки. Однако остается второй значительный кормовой фактор для птиц — привычка многих горожан подкармливать пернатых. Отчасти в этом есть психологический фактор: утки, чайки, голуби, воробьи с таким азартом поедают хлеб и зерна, что всем нам трудно удержаться от искушения быть популярными и востребованными — пусть и среди птиц.

Мировая практика знает несколько распространенных приемов лишения синантропных птиц кормовой базы и места для гнездовий. Прежде всего это физические преграды, мешающие сидеть на проводах, карнизах и других нежелательных для птиц поверхностях: шипы, спицы, барьеры, препятствия из битого стекла. Их устанавливают городские власти, но куда чаще — владельцы зданий и сооружений, желающие сохранить их от птичьего помета и других факторов разрушения.

— Во многих городах, и число таких городов с каждым годом растет, власти вводят значительные денежные штрафы за кормление голубей, — продолжает Бускин. — Только таким образом можно свести эту вредную для нынешних городов привычку к минимуму. Но все-таки не к нулю: даже в таких городах, как Лондон и Венеция, где кормление голубей давно и строго наказывается, есть непреклонные любители этого развлечения — обычно это пожилые женщины, проявлять к которым излишнюю строгость порой неуместно даже для полиции. Возможно, Москва в будущем также обзаведется законодательным ограничением на кормление синантропных птиц.

На данный момент в столице нет подобных ограничений — и чрезмерно резкое их введение может спровоцировать целую волну народного гнева, в первую очень со стороны упомянутых пожилых женщин, которые до последнего готовы будут отстаивать свое право кормить голубей так же, как это делали когда-то их мамы и бабушки. Поэтому сегодняшняя Москва идет путем пропаганды экологически сознательного поведения горожан — все чаще людям стараются объяснить, как кормить птиц правильно, так, чтобы это не принесло косвенного или прямого вреда экологии города или самим пернатым. Взять хотя бы кормление уток — в каждой второй московской семье живет традиция ходить кормить уточек с булочкой или батоном, но вообще-то белый хлеб им вреден: лучше купить уткам специальный комбикорм в зоомагазине или предложить овощи, например, тертый кабачок отлично подходит для питания утят.

Как отметил в разговоре с корреспондентом «МК» Вадим Мишин, специалист орнитария в «Сокольниках», решение о создании специальной службы правильное, но даже несколько запоздалое: контролировать популяции птиц надо обязательно, обратное вредит видовому разнообразию.

— Многое зависит от птиц. Доминирование ворон приведет к тому, что они уничтожат прочие виды птиц — они разоряют гнезда и убивают птенцов. Доступность пищевых отходов сокращается, и им сложнее добраться до объедков, они ищут другую еду. Там, где засилье ворон, прочие птицы не смогут существовать — согласитесь, хорошего мало. Голуби менее опасны. Они просто раздражают тем, что у них ядовитые фекалии, они портят памятники и машины. Голуби — переносчики особо опасных инфекций. Сокращения популяции можно добиться двумя способами — распугиванием техническими средствами (но птицы к ним быстро привыкают) либо естественными биологическими способами, например ловчими птицами. Для этого нужно возрождение соколиного промысла, который сейчас в России в упадке. Сейчас такие птицы есть в Кремле — там работают ястреб и филин. Это нужно и в аэропорту, например, где необходимо разгонять птиц. На сельскохозяйственных территориях либо на крышах, где стоит дорогостоящее оборудование. Вот недавняя история с воронами на крыше Белого дома. Был способ советских времен — ловушки-живоловы: сетчатые вольеры с дыркой сверху, куда птица может залезть, но не может выбраться. Туда кладут корм и сажают подсадных птиц, а потом вывозят за 101-й км МКАД. Обратно они не вернутся — слишком далеко, для них приемлемое расстояние до 50 км, проще будет найти пропитание на новом месте.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру