Потомков летчика Чкалова выживают из дачного поселка в Серебряном Бору

В похожем положении оказались около десяти «заслуженных» семей советского времени

Легендарный дачный поселок в Серебряном Бору — чуть ли не самая дорогая и престижная московская недвижимость. Не считая домов приемов иностранных посольств и государственных ведомств, здесь есть всего две категории жителей: современные миллиардеры и наследники советской аристократии. Кажется, скоро останутся только первые: тревожные сигналы о том, что их земля продана частной компании и вскоре понадобится съезжать, уже получили наследники легендарного летчика Валерия Чкалова, семья которого получила дачу в Серебряном Бору в бессрочное наследуемое пользование еще в 1940 году. И не они одни — в похожем положении оказались около десятка «заслуженных» семей советского времени.

В похожем положении оказались около десяти «заслуженных» семей советского времени

Если бы не великие имена и впечатляющие цены на недвижимость в этом заповедном месте — история была бы совершенно обычной. В Москве частное землевладение с самых первых постсоветских лет не поощрялось — жители поселков и деревень, оказавшихся на территории мегаполиса, так и не смогли приватизировать земельные участки, полученные при советской власти или даже до 1917 года.

— Нас много раз пытались вывести отсюда под предлогом «обветшания» построек начала 1930-х годов, — рассказывает правнук летчика Игорь Чкалов. — Позиция семьи всегда была такая: это государственное имущество, как и было изначально, переданное нам в бессрочное наследуемое пользование, и собственности на дачу нам не нужно. Другое дело сейчас, когда «Мосдачтрест» — правопреемник советского, настоящего Мосдачтреста — решил избавиться от своих обязательств по отношению к вверенной территории.

В начале 2010-х годов, рассказывает Чкалов, у «Мосдачтреста» был проект создания рекреационной зоны в Серебряном Бору. Этот проект реализовать не удалось, поэтому земельный участок был выкуплен у города («Мосдачтресту» он никогда и не принадлежал, а лишь был в управлении) частной инвестиционной компанией. Между тем на собственность в силу приобретательной давности по отношению к своему участку вполне могли бы претендовать и Чкаловы: фактическое владение в течение 15 и более лет дает основание для признания права собственности.

— Сейчас мы знаем, что многие наши соседи в таком же положении, то есть получили недвусмысленные сигналы о том, что скоро придется собирать вещи, — говорит Игорь Чкалов. — Согласно уставу, когда-то в Серебряном Бору у «Мосдачтреста» было 176 дач. Но надо сказать, что за постсоветские годы многие покинули остров, отчаявшись узаконить свои права на дома и участки. Мы уверены, что справедливость восторжествует — поскольку дача семье Валерия Чкалова была выделена более 80 лет назад решением государственных органов, правопреемником которых является нынешняя власть Российской Федерации.

Представитель инвестиционной компании, владеющей землей в Серебряном Бору, заверил корреспондента «МК», что в настоящий момент идут переговоры с семьей легендарного летчика. «Надеемся найти компромисс, при полном уважении к великим людям нашей истории и даже их наследникам», — сообщили в компании. Игорь Чкалов факт таких переговоров отрицает: по словам представителя семьи, сейчас пользование дачей для них ограничено: на территорию не пускают гостей и посторонние автомобили, нельзя также приехать на такси.

— Никаких попыток переговоров не было, зато были недвусмысленные действия со стороны собственника, — подчеркивает наследник. — Сменилась охрана, мы потеряли контроль над шлагбаумом, появились строительные бытовки, на наш участок нацелены камеры видеонаблюдения. Предполагаю, что таким образом предприниматели «мстят» нам за «хамство», которым они посчитали наши обращения к надзорным органам и официальным лицам с просьбой проверки законности сделки по приобретению земельного участка.

В начале 2010-х годов, как рассказали в семье Чкаловых, им предлагали оформить собственность на дачу, а точнее — приобрести участок по фактически рыночной цене около 200 тысяч долларов США за сотку. Вся эта переписка — как и предыдущие, и последующие обмены «любезностями» с государственными органами — хранится в семье, но чем она сейчас может помочь, непонятно.

— Прямо сейчас Чкаловым, по имеющимся сведениям, выселение не угрожает, — рассказал «МК» источник в Департаменте земельных ресурсов города Москвы. — Компании, владеющей участком, скандал не нужен. Дело в том, что пока жива его дочь Ольга Чкалова, вряд ли кто-то сможет согласовать такое решение. Но вот моральное право внуков и правнуков на такую роскошь куда более сомнительно. Поэтому для семьи важно успеть оформить собственность на дом и землю, чтобы узаконить эту привилегию навсегда.

Маленький нюанс: о том, что владение дачей «наследуемое», было написано и в изначальном постановлении 1940 года. Но то, что советские отношения такого типа нужно дополнительно «узаконивать» по новым правилам — симптоматично. Эту проверку на способность «оформиться» (а в Серебряном Бору такое никогда не было просто) предстоит пройти всем «советским наследникам». А это не только нынешние обитатели Серебряного Бора (в котором жили когда-то советские вельможи от Куйбышева до Суслова, от Землячки до Ягоды, и артисты — от Юрия Левитана до Владимира Зельдина), но и в целом «стародачная Атлантида» Переделкина, Кратова, Болшева и многих других очень и очень дорогих в нынешнюю эпоху уголков ближнего Подмосковья. Битва за дачи между «старыми» и «новыми» деньгами и связями — у кого-то есть сомнения в результате?.. Что касается самих домов — образцом их грядущей участи, видимо, можно считать так называемую «дачу Лемешева» (на самом деле — репрессированного старого большевика Станислава Косиора), которая год за годом пустеет и разрушается. И дождется ли реставрации (которой вполне достойна, ведь в основе дома дача 1910-х годов) — одному богу известно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру