Путешествие из Москвы в Москву

Взгляд на ТиНАО с реконструированной магистрали

За годы, что прошли с момента расширения Москвы, на территории новых округов произошли тысячи изменений. Суммируя их, можно сказать: стал совершенно другим масштаб территории. Сохраняя лесные и дачные массивы, Новая Москва превращается в часть крупнейшей российской агломерации с принципиально другим уровнем городской среды. Лучше всего это видно, если проехать по главной магистрали ТиНАО — Калужскому шоссе, которое в последние годы было полностью реконструировано.

Взгляд на ТиНАО с реконструированной магистрали

На Калужское шоссе с МКАДа ведет тот же указатель — «Троицк, Рославль». В остальном же водитель, который несколько лет здесь не ездил, ничего не узнает. Начать с того, что в правый ряд для поворота нужно перестроиться загодя — на МКАД в этом месте, как и на подступах к Киевскому шоссе, появился дублер. Такова дорожная технология: поток машин, поворачивающих на Калужку, в разы вырос, значит, без дублера будут вечные пробки. Впрочем, почему «будут»? Они были на этом пересечении много лет из-за крупного торгового центра прямо на развязке.

А вот сейчас поворачиваешь свободно. И там, где поток машин выруливал по узкому проезду на старозаветное четырехполосное шоссе, теперь едешь вперед по магистрали, на которой число полос и не подсчитаешь. Во-первых, потому что этих полос очень много в общей сложности. А во-вторых, потому что их количество все время меняется: основной поток ныряет в тоннели и поднимается на эстакады, а направо то и дело отходят дублеры и дублеры дублеров.

Да, сложно, и следить за разметкой и указателями приходится постоянно, а то уедешь не туда, куда тебе нужно. Но это неизбежная (и при некоторой привычке совсем необременительная) плата за новый городской масштаб, который получил этот юго-западный сектор большого столичного региона. За то, что те километры, которые по узкому коридору прежнего шоссе приходилось преодолевать часами, сейчас «глотаются» почти незаметно.

Ориентир — Коммунарка

По правую руку — суета из лавирующих легковушек и степенно стоящих на поворот фур. Автомобильные номера — со всей евразийской географии: а потому что здесь рядом, с дублера Калужского шоссе, поворот на знаменитый «Фуд-сити». А ведь главная продовольственная база Москвы — тоже из недавних, уже «московских» времен, открылась она в середине прошлого десятилетия. Недавно, а все мы уже привыкли. Кто-то ездит каждую неделю закупаться для себя и родственников, кто-то снабжает отсюда магазинчик в Москве или даже в соседнем регионе. Многие вещи за разумные деньги можно найти только и исключительно здесь: от редких сухофруктов и специй до тающих во рту сезонных персиков.

В этом месте за рулем требуется быть особенно аккуратным: сразу после поворота на «Фуд-сити» основной ход магистрали идет в тоннель, а большой поток машин перестраивается вправо. Впереди и слева от дороги как ориентир растут строгие и несколько угловатые многоэтажные корпуса.

Далеко не сразу получается понять, что микрорайон слева — та самая Коммунарка, которая в 2012 году уже начинала строиться и была одним из первых многоэтажных массивов вдоль Калужского шоссе. Теперь за ней, вдоль по шоссе и во все стороны, другие жилые и офисные кварталы, но Коммунарка продолжает строиться. Потому что теперь речь идет не о жилом комплексе и даже не о многофункциональном квартале, а о новом ядре кристаллизации мегаполиса. Причем в геометрическом центре Москвы нынешней.

Сердце новой Коммунарки — федерального масштаба административно-деловой центр, где будет размещаться ряд ведомств московского и общероссийского значения. Здесь же строится крупнейшее в стране музейное фондохранилище — четырехэтажные корпуса на общем стилобате, где будут в оптимальных условиях сберегать коллекции Исторического музея, Третьяковки и еще 22 музеев. И рядом же — знаменитая уже новая больница, одна из лучших по оснащенности в России. Та самая, которая во многом спасла Москву ковидной весной 2020-го, будучи головным госпиталем по коронавирусу.

Десять лет назад поворот на Коммунарку с двумя светофорами был классическим «пробочным» местом, где по дороге на дачу или в Троицк москвичи по вечерам теряли не меньше получаса. Очевидно, что новый масштаб этого района старое шоссе со светофорными перекрестками просто не выдержало бы. А сейчас машина ныряет в тоннель — и через полминуты мы уже в другом «поясе» Новой Москвы.

Здесь деревья

Как устроена была еще недавно любая старая трасса, ведущая от Москвы? За МКАДом обычно несколько кварталов многоэтажек, а за ними вдоль дороги когда-то процветающие села. А сейчас уже не села, а придорожные слободки, где жилые дома частного сектора неуклонно заваливались набок и зарастали пылью, а палатки для продажи всякой всячины в годы свободного рынка превращались в ларьки, ларьки — в павильоны, а павильоны — в построенные немудрящим хозспособом торговые центры. «Рыба», «Автозапчасти», «Все для бани», «Велосипеды»...

С одной стороны, бесспорно, было удобно: по дороге на дачу останавливаешься и покупаешь все, что нужно. С другой стороны, внешний вид всего этого был ужасающим, потому что строилась эта торговая недвижимость стихийно и уж точно никакая архитектура там не ночевала.

Сейчас, когда Калужское шоссе стало широким, частный сектор прикрыт противошумными экранами. Это, конечно, мешает проезжающим осматривать окрестности, но зато делает жизнь в придорожных домах куда более сносной. А значит, на первой линии частного сектора снова можно именно жить, а не только торговать или оказывать какие-либо услуги. Ценой визуального компромисса строители, таким образом, спасли уже безнадежно, казалось бы, «отравленную» трассой городскую среду.

На удивление, выжили некоторые из торговых павильонов. Тут спасибо тому факту, что почти все они возводились по пути из Москвы, а не в Москву. А значит, дорогу расширяли, где это возможно, влево, если смотреть от МКАД. Конечно, и эти «лабазы» эволюционируют: вместо «точек» в духе девяностых теперь знакомые вывески сетевых продуктовых, а кое-где есть и настоящие кофейни. И ничего удивительного: за двадцать лет автомобилизм стал из сугубо мужского занятия гендерно-нейтральным и преобразуется в одну из форм новой городской мобильности. Не больше, но и не меньше того. А значит, кофейня актуальнее пива и раков, а продовольственный супермаркет — букмекерского ларька.

Итак, зеленые полосы шумовых экранов, периодически перемежаемые небольшими зданиями торговых центров, ответвления второстепенных дорог... Глазу скучно? А вот и нет: тут-то и понимаешь, что Новая Москва (как, впрочем, и «старая») имеет живописный рельеф. С холма в речную долину, из речной долины на гребень ныряет и поднимается дорога — а по сторонам видны новые жилые кварталы, островами стоящие в море зелени. Деревья до сих пор доминируют здесь, и так будет впредь, поскольку лесные массивы и районы индивидуальной застройки защищены в стратегии развития ТиНАО.

Чем дальше продвигаешься к югу, тем больше вокруг деревьев. И вот уже новые кварталы (а здесь не только жилье, но и деловые центры, и школы, и много чего еще) постепенно расступаются к горизонту. Как мы увидим чуть позже, временно. И местность становится почти загородной.

Наукоград и далее

Названий тех деревень и сел, через которые раньше шла старая Калужка, теперь не замечаешь: новая трасса выстроена без ограничений по скорости, а в таблички на далекой правой обочине вглядываться некогда (если они и есть). Но они никуда не делись — разве что «прикрылись» слегка от дорожного шума зелеными полосами. Сосенки, Десна — прежние дачные местности. С дачами, кстати, ничего не случилось и не случится в обозримом будущем, как и с лесами: под перспективную многоэтажную и офисную застройку выделены бывшие поля.

Образец такого нового района на месте прежних полей внезапно появляется справа после Десны: невысокие по меркам московского региона дома живописно выстроились на слегка холмистой местности. Первые этажи — под магазины и общественные пространства, рядом школа, не говоря о лесе и речке… Тут понимаешь, почему семейные москвичи все чаще выбирают именно ТиНАО — нет, не только потому, что здесь дешевле. Транспорт? Скоро в этих местах появится метро (Троицкая линия), а по выделенным полосам Калужского шоссе уже сейчас несутся автобусы.

И вот начинаются (тут глаз уже начинает узнавать остатки старой дороги) повороты на Троицк. Когда-то это был типичный советский наукоград, как Дубна, Пущино или Протвино, — чистый, довольно богато оснащенный, но по соображениям секретности полузакрытый. «Проходной двор» — почти ругательство. Сейчас дело совсем другое: Троицк стал полноценным московским районом. Да, периферийным, но зато с возможностью жить, если этого хочется, в настоящем загородном доме, с «научной» атмосферой и чистотой, которые никуда не делись. И московская биография Троицка только начинается: настоящая интеграция, конечно, случится тогда, когда сюда придет метрополитен.

Пока же шоссе, постепенно сужаясь, идет между лесом и заборами троицких НИИ — глухими и несколько таинственными. И за Троицком, где суеты становится уже значительно меньше, превращается в чрезвычайно живописную шестиполосную классическую загородную дорогу. А Новая Москва еще и близко не кончается — границы новых округов тянутся по этому направлению до самой Калужской области. И в этом третьем, начиная с МКАДа, поясе ТиНАО жизнь еще ближе к природе: леса, тихие поселки, заброшенные и реставрируемые усадьбы.

Лучшая реклама

В этом удивительном разнообразии — главная, наверное, сила Новой Москвы: это грандиозная экспериментальная площадка, на которой наглядно можно увидеть результаты разумного обустройства сразу нескольких поясов Московского столичного региона. И ближайшие пригороды, которые закономерно становятся высокоурбанизированной зоной; и перемежающаяся одно- и многоэтажная застройка в режиме города-сада; и, наконец, почти сельский тип расселения. Все это с сохранными лесами и природными комплексами и новопостроенным «соцкультбытом» высочайшего уровня.

Отдельно — изменилось все, что касается транспорта. Появилось 400 километров новых дорог. Реконструированы Киевское и Калужское шоссе, а главное — появились рокады в виде ЦКАД и новой магистрали Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе. Нынешняя дорога в Новой Москве — это городская высокотехнологичная «вещь», с велодорожками, выделенными полосами для автобусов и освещением. И проезжая по нынешнему Калужскому шоссе, всякий заметит: четыре года реконструкции потрачены с толком. Дорога не только стала удобнее и пропускает во много раз больше машин, но и стала «гуманнее» к окружающим жилым кварталам и природным комплексам.

...Раньше возвращение по Калужскому шоссе в пределы МКАД было делом, во-первых, достаточно нервным, а во-вторых — ощущалось как переход границы. Сначала будь добр постой в пробках как минимум от Коммунарки, затем тебя ждут кордон из инспекторов ДПС и новая грандиозная пробка на перекрестке в Теплом Стане. И только потом — уф! ты приехал в Москву. Сейчас, отвлекшись на свои мысли всего на пару минут, смотришь налево-направо и не сразу даже понимаешь — уже Коньково! Дублеры забрали поворачивающий на МКАД поток, над Теплым Станом еще раньше появилась эстакада… А итог один: между Новой и «старой» Москвой теперь нет границы.

Новая Москва стала совершенно другой, это очевидно, — по какой магистрали ни езжай, каким видом транспорта ни пользуйся. Но столь же очевидно, что это «другое» — крупного, невиданного масштаба — вышло лучше, чем складывалось изначально. Если кому-то нужна реклама того подхода к развитию пригородных территорий, который выработала за эти годы Москва, то лучшей рекламы, кажется, и не найти.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру