«Просмотреть что-то — легко»: таксисты освоили дистанционные предрейсовые медосмотры

«Не очень верю, что за пару минут можно нормально провести эту процедуру»

Вступивший в силу месяц назад новый федеральный закон о такси предусматривает предрейсовые медосмотры для всех таксистов – в том числе самозанятых. При этом очевидно, что лишь перевозчикам с многими сотнями автомобилей доступна такая роскошь, как постоянный медработник для таких осмотров. Что делать всем остальным – уходить с рынка или нарушать закон? Оказалось, есть компромиссный путь: уже сформировался рынок дистанционных медосмотров. Дистанционных или все-таки виртуальных – выяснял «МК».

«Не очень верю, что за пару минут можно нормально провести эту процедуру»

Вот уже несколько недель тем, кто связан с автомобильными перевозками, по всем каналам приходит реклама: организуем предрейсовые медосмотры водителей, от 1 минуты, от 20 рублей за осмотр. Занимаются этим фирмы, расположенные в самых разных регионах страны, благо, работает все это дистанционно.

- Автоматические комплексы помогают проводить предрейсовый медосмотр в любом удобном месте, - рассказали «МК» в одной из компаний, предлагающих такие услуги. - Работник идентифицирует себя при помощи логина и пароля или индивидуальной карты и самостоятельно проходит все этапы осмотра. Сначала отвечают на вопросы о жалобах на состояние здоровья, измеряют количество алкоголя в выдыхаемом воздухе, артериальное давление и пульс, температуру. Проводят фотосъемку видимых кожных покровов и слизистой ротовой области.

По окончании телеосмотра, отметил представитель компании, работник подтверждает собранные данные. Далее результаты осмотра с фотографией ключевых моментов измерений попадают врачу. Он сверяет фотографии с паспортными данными работника, а потом подписывает результаты осмотра электронной цифровой подписью. Работник получает от аппарата распечатанный стикер с указанием его фамилии, времени медосмотра и фамилии врача. Этот стикер клеится в соответствующую графу путевого листа, после чего можно приступать к работе. Результаты хранятся в электронных журналах в течение пяти лет.

Стоимость аренды одного такого терминала – около 15 тысяч рублей в месяц, купить его стоит на порядок дороже – от 170 тысяч рублей (в цену, напомним, не входят услуги врача). При этом, как утверждают организаторы таких осмотров, это в 2 – 3 раза дешевле организации медкабинета.

- Установил один терминал, водители проходят предрейсовые осмотры таким образом, - рассказал «МК» владелец небольшого таксопарка на 15 автомобилей такси. – По поводу качества осмотра сказать не могу ничего – откровенно говоря, не очень верю, что за пару минут можно нормально провести эту процедуру. Одно измерение давления – уже полминуты, алкометр еще столько же. Остается минута на все остальное? Но за тем, чтобы водители были в адеквате перед сменой, я слежу сам, мне от них нужна только бумажка.

Цена услуги довольно сильно бьет по карману, признался предприниматель, но альтернатив пока нет: ежедневные осмотры «вживую» непонятно где проводить, да и стоят они еще дороже. А без осмотра могут рискнуть самозанятые – но никак не компания-перевозчик, пусть и маленькая: юрлицо рискует закрытием, пояснил собеседник «МК».

- Это лучше, чем ничего, - признается Юрий Поляк, индивидуальный предприниматель-«дальнобойщик» из Ярославской области. – Избавляет от штрафов на дороге за отсутствие осмотра. Но есть нюанс: такие штуки пока установили мало где, но даже когда их станет много – они будут только на официальных стоянках. Значит, где попало на ночь уже не остановишься, ты привязан к площадкам. А заночевал, например, дома, в деревне – осмотр утром тебе пройти негде.

- Если поток водителей не слишком большой, осматривать их таким образом, в общем-то, реально, - размышляет Алексей Кожокарь, врач, работавший на водительской медкомиссии в течение 20 лет. – Но тут другая проблема: за «голову» водителя платят мало (допустим, из 20 рублей 10 достаются доктору). И значит, чтобы получать нормальные деньги, врач будет пропускать за смену безумное количество водителей. В таких обстоятельствах просмотреть что-то – раз плюнуть.

Еще одна проблема, о которой рассказал собеседник «МК» - затруднения с распознаванием лиц, которые могут испытывать врачи, обслуживающие таксо- и автобусные парки, где работает много мигрантов. На фотографиях люди чужого фенотипа вполне могут казаться медику одинаковыми – а это прямой путь к прохождению одним заведомо трезвым водителем медосмотра за нескольких товарищей.

— К большому сожалению, отказаться от предрейсового медосмотра не получится, потому что государство на такое совершенно не готово, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — При этом надо сделать так, чтобы, с одной стороны, предрейсовый медосмотр не был бессмысленной бумажкой, простым сбором денег, как это сейчас происходит. С другой стороны, не нужно обременять водителя слишком утомительными процедурами, перевозчика — созданием громоздкого штата. При этих вводных дистанционный осмотр методами телемедицины — единственный возможный вариант. Других опций у нас, увы, нет.

По словам эксперта, необходимо продумать процедуру «телемедосмотра» так, чтобы невозможно было обмануть систему. Во-первых, необходимо исключить подделку результатов «выдоха» на алкоголь — в первую очередь при помощи трезвого коллеги. Во-вторых, аппараты для дистанционного осмотра должны одновременно быть доступными и давать реальные результаты (а значит — быть поверенными).

— Поэтому, я боюсь, в некоторых случаях и у водителей, и у логистических компаний, и у производителей подобного оборудования возникнет стойкое желание превратить все это в формальность и бумажку, — говорит Антон Шапарин. — Поэтому за счет процедур нужно устранить эти риски.

Опрошенные «МК» сотрудники IT-компаний предложили несколько вариантов реализации такой «безрисковой» работы постов дистанционного медосмотра. Среди предложенного — биометрическая идентификация всех водителей-профессионалов по отпечаткам пальцев и радужной оболочке, отслеживание прохождения медосмотра при помощи ИИ-распознавания лиц…

Иными словами, альтернатива многочисленным «живым» контролерам и осмотрщикам лишь одна — цифровой надсмотрщик. Возможно, на жизнь не только под камерами, но и с постоянным анализом биометрических данных согласятся многие водители — если не будет альтернативы. Но стоит ли после этого удивляться, что желающих стать шоферами-профессионалами (когда-то это была свободная профессия — сам себе хозяин) все меньше и меньше?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29126 от 2 октября 2023

Заголовок в газете: Нарисуем — будем ездить

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру