Новая индустриализация Москвы

Столичные промзоны проходят обследование перед реконструкцией

Примерно 17% площади столицы (без учета Новой Москвы) относятся к производственным территориям. Это около 15794,6 га. Согласно Генплану, свое промышленное назначение сохранят только 7800 га (209 промзон). Площадь промзон в итоге реорганизации уменьшится. Но, как заявил мэр Сергей Собянин, «реального производства, науки и бизнеса на этих территориях должно стать больше». Как происходит новое освоение старых производственных территорий?

Столичные промзоны проходят обследование перед реконструкцией

Культурные и многолюдные

Сегодня Москва проходит путь практически всех мировых мегаполисов, которые в первой трети ХХ века были охвачены промышленным бумом и обгоняли друг друга по количеству дымящих труб и грохочущих станков, а с 1980-х стали потихоньку избавляться от грузного наследия индустриальной эпохи. У городских дизайнеров собраны богатые архивы по проектам, когда на месте заброшенных электростанций, портовых складов, заржавевших железных дорог в США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии начинали расти жилые и офисные кварталы, музеи, парки.

В российской столице самыми известными примерами такого «окультуривания» производственных территорий являются ММДЦ «Москва-Сити», Центр современного искусства «Винзавод», Центр дизайна ARTPLAY, дизайн-завод «Flacon», «Красный Октябрь».

Как правило, в первую очередь переделке повсеместно подвергались максимально «необремененные территории», не требующие экологической регенерации, вывода производств, удобно расположенные. Частные владельцы и инвесторы были заинтересованы в быстро окупаемых проектах: таких, как ввод элитного жилья, торговых и развлекательных центров. Что, кстати, тоже неплохо влияло на имидж городов и привлекало туристов, мелких предпринимателей. «Достаточно, чтобы в городе появилось даже крошечное — в 0,01% от всей площади — оживленное пространство, — говорят урбанисты. — И оно сможет стать «брендом» мегаполиса, своего рода магнитом. Об этом свидетельствует опыт Барселоны, Берлина, Копенгагена».

Сейчас промышленные зоны называют еще и «последней подножкой уходящего поезда», с помощью которой можно решить проблему нехватки парковок, физкультурно-оздоровительных комплексов, поликлиник, объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем одной из главных задач властей становится удержание равновесия между новыми потребностями горожан (в тех же общественных зонах и транспортных развязках) и необходимостью сохранить квалифицированные рабочие места, выпуск товаров, налоговые поступления в казну от промышленности.

Не случайно на прошлогоднем Московском урбанистическом форуме, где собрались руководители крупнейших городов мира, главы архитектурных и градостроительных бюро, бизнесмены, ученые, отдельная сессия была посвящена реорганизации промзон и прилегающих к ним спальных районов.

Как отметила директор социокультурных проектов Института «Стрелка» (программная дирекция урбанистического форума) Екатерина Гиршина: «Серьезный вопрос промзон — как выработать единую концепцию развития, если владельцев огромное количество».

У семи собственников завод без станков

Действительно, активно взявшись за реорганизацию промзон в прошлом году, столичные власти столкнулись с тем, что собственников, в том числе федеральных, очень много. По одному только СЗАО, не перегруженному заводскими территориями, на поиск и переговоры о планах развития с правообладателями ушло два месяца. Силами мэрии удалось создать несколько рабочих групп вместе с «Росатомом», «Роскосмосом», «Минпромторгом», с «Ростехнологиями». Частников же можно только убеждать, чтобы они открыли у себя индустриальный парк или технопарк, получив льготы. «Промышленные предложения» энтузиазма у коммерсантов, мягко говоря, не вызывают. Но, как признавали в городском правительстве, поиск компромисса в общении с собственниками — единственная возможность вывести промзоны из «состояния «шанхая» с троекратными пересдачами участков в аренду и рассовыванием доходов по карманам».

«Умные» производства

В настоящий момент у властей три главных аргумента в пользу сохранения производств на территории промзон:

— потребность городской экономики в новых рабочих местах за пределами Третьего кольца, в спальных районах;

— высокая стоимость вывода промышленных объектов;

— высокая стоимость «конвертации» промышленных зон в зоны другого назначения (загрязнение промзон).

Процесс освоения промзон длительный и сложный: по каждому участку нужно разработать градостроительную документацию и составить подробный план реализации — определить ответственных, сроки, источники финансирования.

Для этого на первом этапе проводится тотальное обследование всех промзон и выявляются площадки (в частности заводские, складские комплексы), подходящие для создания специализированных территорий (СТ) — технопарков, технополисов, индустриальных парков.

К настоящему моменту уже обследовано шесть округов, а до конца 2013 года планируется обследовать всего 11.

Следующий шаг — консультирование собственников и арендаторов площадок о механизмах создания технополисов и технопарков. Соответствующую законодательную базу власти разработали в 2012 году: закон №22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» и Постановление Правительства Москвы № 492-ПП.

В документах прописали обязательства управляющих компаний (УО) по объему капиталовложений, строительству, заселению резидентами (от малых и средних компаний, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, до производственных предприятий), резиденты же должны отвечать за создание рабочих мест.

Для контроля за ситуацией — чтобы под прикрытием технопарков не работали на льготных условиях всякого рода «черкизоны» — статус УО и резидентов надо и получать, и ежегодно подтверждать на Межведомственной комиссии Правительства Москвы. При этом неисполнение обязанностей грозит серьезным финансовым наказанием, а недобросовестные резиденты могут лишиться своей «прописки».

Наконец, начинается «обживание» заброшенных промзон. Оно включает в себя развитие имущественного комплекса, необходимой инженерной, транспортной инфраструктуры; привлечение высокотехнологичных компаний и предоставление им «умных» услуг: бизнес-инкубаторов, коворкинг-центров, центров прототипирования и пр., а кроме того — логистики, складирования, охраны, бухгалтерии и пр.

Яркий пример преобразований — технополис «Москва» (бывшие земли АЗЛК «Москвич» на Волгоградском шоссе).

— Территория свыше 400 тысяч кв. метров требовала глобального обновления, — рассказывает первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Михаил Ан. — Надо было отремонтировать корпуса, подвести новые коммуникации, подготовить лаборатории, производственные мощности, обеспечить размещение сопутствующих сервисов (техподдержки, юристов, офисов венчурных фондов), наладить бытовые услуги, благоустроить пространство вокруг. Полный ввод в эксплуатацию намечен на конец 2014 — первый квартал 2015 года, но уже сейчас там работают современные компании в сфере микроэлектроники, нанотехнологий, новых материалов, биотехнологии, а общий объем частных прямых инвестиций насчитывает сотни миллионов долларов (самый крупный контракт — $150 млн). Это площадка международного класса. Мы также ожидаем прихода фирм из Германии, Швейцарии, Нидерландов, Италии, Франции, Южной Кореи, Японии, США, спонсируемых иностранными инвесторами.

СПРАВКА "МК"

В настоящий момент статусы технопарков и технополисов имеют территории: технополис «Москва», технопарк «Слава», технопарк «Строгино». В 2013 году статусы резидентов технополиса «Москва» получили: ЗАО «Препрег — Современные композиционные материалы», ООО «Крокус наноэлектроника». По итогам 2013 года статусы специализированных территорий (технопарков, технополисов) будут иметь 5 площадок, статусы резидентов — более 20 компаний.

Что не может не радовать москвичей, в планы властей входит не только модернизация самих производств, но и облагораживание, и развитие вокруг специализированных территорий «сопутствующей» инфраструктуры: торговли, образования и т.п.

Вот что отмечала заместитель генерального директора ГУП «Стройэкспром» Лейла Алиева:

— Постепенно зона притяжения наукоемких производств тянет за собой и обучающие, экспериментальные площадки, создаются кластеры. Мы планируем высокий спрос — 5–7 тысяч рабочих мест — на высококвалифицированных инженеров, технологов, научный персонал, мастеров. Например, сейчас у нас расположено производство компании «Препрег» по выпуску сверхпрочных материалов на базе графитового полотна, там даже за ткацким станком работают люди с высшим образованием. Предстоит наладить бытовые услуги — кафе, магазины, тренажерные залы. Будет конгресс-центр для общественных мероприятий. Благоустроим территорию, в том числе вокруг станции метро «Текстильщики».

КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ СТАТУС УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ (УО) ТЕХНОПОЛИСА/ТЕХНОПАРКА/ИНДУСТРИАЛЬНОГО ПАРКА МОСКВЫ?

Требования:

— владение имущественным комплексом на правах собственности или аренды (варианты: 100% собственность города Москвы (ГУП, КП, ОАО), доля города Москвы в уставном капитале компании, частная собственность);

— в части технопарка: площадь — >2 га, основные средства — не менее 100 млн руб., резиденты — малые и средние предприятия, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, опытным (мелкосерийным) производством на основе научно-исследовательских разработок;

— в части технополиса: площадь — > 5 га (на начальном этапе), > 30 га, основные средства — не менее 1000 млн руб., резиденты — научно-исследовательские и инновационные предприятия, производственные предприятия;

— в части индустриального парка: площадь — > 5 га (на начальном этапе), > 50 га, основные средства — не менее 1000 млн руб., резиденты — производственные предприятия.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ УО И РЕЗИДЕНТОВ:

Финансовая поддержка:

УО имеют право на:

— пониженную ставку земельного налога в размере 0,01% на срок 10 лет и нулевую ставку налога на имущество на 10 лет для УО технополисов, технопарков;

— пониженную ставку земельного налога в размере 0,03% на срок 10 лет для УО индустриальных парков, пониженную ставку налога на имущество в размере 1,1% на срок 10 лет для УО индустриальных парков;

— пониженную ставку арендной платы за землю в размере 0,01% для строительства и развития технополисов, технопарков; в размере 0,03% — для индустриальных парков (в настоящий момент вносятся изменения в ППМ от 26 апреля 2006 г. №273-ПП);

— субсидирование ставки рефинансирования по кредитам на развитие территорий.

Резиденты имеют право на:

— пониженную ставку налога на прибыль в размере 13,5% на срок 10 лет;

— нулевую ставку налога на имущество сроком на 10 лет с момента получения статуса резидента технополиса, технологического парка или индустриального парка;

— субсидирование ставки рефинансирования по кредитам на закупку нового оборудования.

Административная поддержка (штаб по защите субъектов предпринимательской деятельности, помощь в получении согласований и разрешений от органов исполнительной власти города Москвы).

Информационная поддержка и продвижение (конгрессно-выставочные мероприятия, роудшоу и т.п.).

СПРАВКА "МК"

Производственные зоны были предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обслуживающей их инженерной и транспортной инфраструктуры, а также для установления санитарно-защитных зон. В настоящее время границы производственных зон закреплены линиями градостроительного регулирования. Промышленные зоны были сформированы как в границах, так и вне границ производственных зон (Закон города Москвы №35 от 26.05.2004 г.).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру