Репортер «МК» поработал в составе оперативно-следственной группы одного из столичных отделений полиции

Мегрэ районного масштаба

Что бы ни случилось в вашем дворе, подъезде или квартире, они будут там первыми. «Они» — это следственно-оперативная группа районного ОМВД. Именно эти люди первыми начинают расследовать преступления, первыми прибывают на место ЧП и занимаются сбором улик, опросом свидетелей и т.д. Корреспонденту «МК» удалось провести один день в святая святых столичной полиции. Я на один день заступил на дежурство в СОГ ОМВД по району Академический, чтобы на себе испытать все прелести этой работы.

Мегрэ районного масштаба

СПРАВКА "МК"

Район Академический на юго-западе столицы можно отнести, скорее, к разряду благополучных. Он хоть и из числа спальных — большинство предприятий на территории района позакрывались или «сдались» в аренду, но застраивался еще в начале 60-х годов, контингент тут спокойный, милый, не слишком молодой, даже алкаши какие-то свои, домашние. Есть и полуэлитные дома. Потому и преступлений не так много. Чаще всего жители района страдают от уличных воров. Особенно в вечернее время. Так, в 2013 году в районе была совершена 831 кража, из них 74 квартирные, 87 краж транспортных средств, остальное — это уличные кражи. Наиболее криминогенными точками района являются улица Шверника, Большая Черемушкинская, ну и, конечно же, Профсоюзная — особенно пятачки возле двух станций метро.

Московское время — 8.00. Время заступать на дежурство. Обычно бригада состоит из пяти человек: ответственный работник, следователь, оперативник угрозыска, эксперт и водитель. Сегодня к ним присоседился репортер «МК». Вместе нам предстоит провести ближайшие 24 часа. Задача группы — оперативно выезжать на все происшествия, собирать сведения и улики на месте преступления.

— Дежурство в СОГ — отличный способ влиться в полицейскую семью, — подмигивает мне один из сотрудников, — если повезет с дежурством, по-маленькому сходить не успеете.

И словно в подтверждение его слов: «Опергруппа, на вызов!» Один из адвокатов организовал в своей квартире офис для приема клиентов и два дня назад повесил за окном рекламный щит. А сегодня утром, когда он пришел на работу, щита не оказалось. Для кого-то пустячок, а для расстроенного юриста — преступление века, которое раскрывать придется мне и моим новым коллегам.

Впрочем, преступление ли? Конечно, адвокат — собственник щита, но повесил-то он его самовольно!

— Наверняка сотрудники ДЕЗа сорвали, — замечает один из полицейских. — Он же никого не стал информировать о том, что использует стену жилого дома под свою рекламу. А это явное нарушение закона.

Что ж получается, сапожник без сапог? Тем более использовать жилое помещение под офис законом также запрещено. Так что после проверки всех фактов по заявлению потерпевшего адвокат может превратиться в подозреваемого. Впрочем, услышав наши доводы, юрист лишь смеясь, машет рукой: «Давайте лучше ищите мой щит».

Следователь — лейтенант юстиции Виктория Пуц — скрупулезно описывает место происшествия, комментируя каждый свой шаг.

— Я произвожу опись места происшествия, после чего все будет сфотографировано, затем сделаю план-схему. Благодаря этой план-схеме любой сотрудник, который позже будет работать по этому делу, с точностью определит месторасположение всех объектов на месте преступления.

Следователь в группе — главный человек, именно ему определять, какую экспертизу нужно провести, кого опросить, что забрать с места преступления. Потому и ответственность у него самая большая. Если вдруг рассеянный полицейский из группы забудет что-то сделать, отвечать за это придется следователю.

Мы тут долго не задерживаемся — описывать и фотографировать здесь почти нечего, тем более что поступает новый вызов: на улице Кржижановского злоумышленники угнали машину. Это уже посерьезнее вывески! Как оказалось, женщина с маленькой дочерью приехала в гости к своей подруге и припарковала на обочине свою белую «Хонду», но, когда спустя пару часов она вышла из дома, автомобиль исчез.

— Машина совсем новая, муж меня убьет! — сокрушалась потерпевшая. — Он мне уже две недели говорил, что надо поставить сигнализацию. И ведь обо всем договорился, мне надо было только подъехать, а я ленилась.

Женщина горько вздыхает и с надеждой смотрит на полицейских. Те сочувствуют, но распыляться на эмоции не имеют права. Вместе с оперативником Денисом я отправляюсь в соседний магазин. Наша задача — найти свидетелей и очевидцев происшествия.

— Когда люди говорят, что они ничего не видели и ничего не знают, это не совсем так, — поясняет мне сыщик, — обычный человек может смотреть на то, как происходит преступление или приготовление к нему, и даже не догадываться о происходящем. Зачастую преступники творят свои злодеяния у всех на виду. Потому важно понять, что человек видел в течение определенного периода времени на месте преступления или рядом с ним. Иногда самая незначительная мелочь может привести тебя в логово злодеев.

Большим подспорьем могут оказаться камеры наблюдения. К счастью, сегодня благодаря системе «Безопасный город» они натыканы повсюду.

— Эта система дает очень хорошие результаты, особенно если потерпевший запомнил хоть какие-то приметы нападавшего, — заметил Денис. — Человек, которого ограбили, мог не видеть лица, но, если запомнил одежду нападавшего, это уже дорогого стоит. Как правило, прежде чем атаковать, злоумышленник некоторое время идет за своей жертвой. Очень часто преследование начинается от метро. С помощью системы видеонаблюдения мы можем проследить путь потерпевшего и заметить подозрительного типа, который следует за ним до места нападения. Даже если на месте преступления нет камеры, у нас будут его приметы, которые мы передадим всем патрульным экипажам.

Часто от внимательности эксперта зависит судьба уголовного дела.

Увы, но в этот раз нам не повезло, камер наблюдения на месте происшествия не оказалось, а шансы, что машину задержат на постах по приметам, невелики.

— Может, какие-то отпечатки пальцев остались, — автовладелица, видимо, вспоминает из юности рассказы про комиссара Мегрэ.

— Какие уж тут отпечатки, — бурчит молодой эксперт Эльнур Мансуров. Хотя в ином деле отпечаток действительно может сыграть ключевую роль.

— Один раз благодаря «пальчикам» поймали злодеев менее чем за полтора часа после совершения преступления, — рассказывает Эльнур. — В подъезде жилого дома два негодяя напали на девушку, затолкали ее в машину, отняли деньги, кредитную карту, избили, заставили назвать им пин-код. А после выкинули ее из машины. Девушка вцепилась в паспорт, который злодей держал в своих руках, и взмолилась отдать хотя бы документы. Тот, видимо, решил, что чужой документ ему и впрямь ни к чему, и оставил паспорт в руках жертвы. На обложке сохранился отпечаток преступника. Едва я внес его в компьютерную систему «Папиллон», как она сразу выдала нам ранее судимого гражданина, которого уже через несколько минут оперативники задержали прямо на пороге его квартиры. Он даже не успел куда-то деть похищенное имущество.

Пока вызовов нет, мы прибываем в отдел полиции. Сотрудники быстро расходятся по своим кабинетам. Если сегодня ты дежуришь в СОГ, это не значит, что твои текущие дела не должны делаться, за них с тебя все равно спросят.

— Я в такие дни просто не назначаю допросы и отменяю все встречи, в основном занимаюсь только бумажной работой, — поясняет следователь Виктория Пуц. — На дежурстве случалось, что у меня был лишь один или два выезда за сутки, а бывали дни, когда мы сделали более 20 выездов. В один из таких дней я, увидев солнце, задумалась: это снова рассвет или закат?

Для кого из группы такая передышка во благо, так это для полицейского-водителя. Хотя бы перекусить можно. Шофер в погонах не может позволять себе спокойную и неторопливую езду. Ведь чем быстрее он доставит на место группу, тем быстрее она соберет доказательства, а значит, времени у злодея, чтобы «навострить лыжи», будет куда меньше. Тут, по словам нашего водителя Анатолия Куликова, нужно быть настоящим виртуозом. Ведь ехать в потоке, как все, некогда, но и правила дорожного движения никто не отменял. Приходится лавировать.

А вот и повод для шофера продемонстрировать свои профессиональные качества. Срочный вызов! В лучших традициях американских боевиков мы запрыгиваем в полицейский «Рено» и мчимся на место преступления.

На этот раз неизвестные разбили стекло легкового автомобиля. К счастью для хозяина иномарки, который все ценности, включая магнитолу, забирает с собой, поживиться негодяям было нечем. Тем не менее ущерб автомобилю нанесен. За дело принимается эксперт Мансуров. Я стараюсь постигать все азы непростой науки. Первым делом нужно искать отпечатки. В косом свете специального фонаря Эльнур заметил множество следов от пальцев на двери автомобиля. Все они фиксируются с помощью кисточки и специальной пленки — как в детективных фильмах, только куда быстрее. А вот и еще одна удача. Злодей, разбивший стекло, по словам очевидцев, сначала пытался вскрыть переднюю пассажирскую дверь и долго топтался возле нее. На мокрой земле остались его следы, они тоже пойдут в дело. Эльнур ловко разводит гипсовый раствор и делает слепок со следа злоумышленника.

— Я, можно сказать, пошел по стопам моих предков. И мой дед, и отец оба были экспертами-криминалистами, в детстве я считал их волшебниками, которые могут на пустом месте прочитать имя плохого человека, — рассказывает Эльнур, упаковывая свой чудесный чемоданчик. — Но когда я стал старше, то понял, это не магия, а набор необходимых знаний и умений; чтобы получить их, пришлось отучиться не один год, а потом пройти в главке через 14 командиров, и каждый из них подтвердил мою квалификацию. Впрочем, каждый год я сдаю своеобразный экзамен, чтобы подтвердить, что я могу выполнять эту работу.

Если наблюдаешь за экспертом-криминалистом, невольно находишь параллель с мастером-ювелиром. Эльнур похож на скульптора, который завершил очередной шедевр и теперь пытается понять, можно ли неуловимой деталью сделать это произведение искусства еще лучше.

К счастью для мастера, злоумышленники всегда оставляют маленькие «подарки» криминалисту. И действительно, вскоре своим пинцетом Эльнур снимает мельчайший кусочек ткани, который ранее был на куртке злодея, а с осколка стекла на окне удается извлечь темный волос, который никак не может принадлежать светловолосому владельцу автомобиля.

Теперь дело за оперативниками и следователем: если все получится, у полицейских будет достаточная доказательная база.

Сегодняшнюю ночь, если она пройдет спокойно, полицейские проведут в отделе. У каждого из них формально есть три часа, чтобы поспать и набраться сил. Но загадывать наперед у полицейских не принято. Можно сказать, что они в чем-то люди суеверные, не любят тех, кто пытается распланировать свое дежурство. Ведь жизнь всегда преподнесет сюрприз.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26512 от 25 апреля 2014

Заголовок в газете: Мегрэ районного масштаба

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру